Русский язык и культура речи: Учебно-методический комплекс, страница 8

Литература:

1. Брайм И. Этика делового общения. – Минск, 1996.

2. Введенская Л.А. Русский язык и культура речи. Экзаменационные ответы / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева. – Р.-на-Д., 2001. – С. 96-107.

3. Введенская Л.А. Русский язык и культура речи / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева. – Р.-на-Д., 2002. – С. 139-162.

4. Михальская А.К. Основы риторики. – М., 1996. – С. 336-342.

5. Радугин А.А. Русский язык и культура речи. – М., 2004. – С. 25-39.

6. Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения. – М., 1989.

Дополнительная литература:

1. Атватер И.Я. Я Вас слушаю… – М., 1998.

2. Овчинников В.В. Сакура и дуб. – М.,1988.

3. Формановская Н.И. Вы сказали: «Здравствуйте!» – М.,1987.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Объясните разницу между терминами «язык» и «речь».

2. Раскройте содержание понятия «культура речи».

3. Перечислите основные признаки русского языка как литературного.

4. Чем определяется богатство и разнообразие речи?

5. Что такое «чистота речи»?

6. Что означает «точность речи»?

7. Что такое «общепонятность» и «общедоступность» речи?

8. Охарактеризуйте лексику русского языка с точки зрения сферы ее употребления.

9. Как вы относитесь к употреблению в речи иностранных слов? Какие ошибки встречаются в речи при их использовании?

10. Что такое «выразительность речи»? От каких условий она зависит?

11. Назовите основные средства выразительности. Приведите примеры их использования в речи.

12. Что такое «языковая норма», «вариативность нормы»?  Каковы причины  изменения норм?

13. Раскройте понятие «орфоэпия» и «акцентология».

14. Каковы основные законы произнесения гласных и согласных в русском языке?

15. Назовите основные особенности русского ударения.

16. Расскажите об орфоэпических и акцентологических вариантах.

17. Приведите примеры нарушения лексических и грамматических норм. Каковы их причины?

18. Приведите примеры функционально-смысловых типов речи.

19. Что такое «функциональный стиль»?

20. Перечислите виды функциональных стилей и их основные черты.

21. Каковы особенности языка документов? Виды записи текстов документов.

22. Назовите виды делового общения.

23. С учетом каких принципов  должны строится деловые отношения?

24. Что такое «прием эффективного слушания»? Какова его роль в процессе делового общения?

25. Перечислите текстовые и речевые приемы организации рекламного текста.

26. Что такое «публичная речь»?

27. Перечислите основные риторические навыки и умения оратора.

28. Что представляет собой повседневная подготовка к публичным выступлениям?

29. Укажите достоинства и недостатки разных видов подготовки выступления. Какому из них вы отдаете предпочтение, почему?

30. Раскройте содержание понятия «композиция речи».

31. Охарактеризуйте основные элементы композиции.

32. Назовите методы изложения материала и приемы привлечения внимания аудитории в процессе выступления.

33. Какие виды планов рекомендуется составлять оратору на разных этапах подготовки к выступлению?

34. Расскажите об основных факторах, влияющих на установление контакта между оратором и аудиторией.

35. Назовите основные невербальные средства, используемые в процессе общения.

36. Какие виды жестов вы знаете?

37. Жесты и мимика: врожденные или приобретенные каналы общения? Возможен ли контроль за собственной мимикой, жестикуляцией, позами?

38. Дайте определения понятиям «спор», «дискуссия», «полемика», «диспут».

39. Назовите основные правила ведения спора и охарактеризуйте их.

40. Приведите примеры использования полемических приемов в споре.

41. Перечислите основные уловки, к которым прибегают в споре недобросовестные полемисты. Как их противостоять?

42. Что такое «вопрос» и «ответ»?

43. Дайте классификацию вопросам и ответам.

44. Как должны формулироваться и задаваться вопросы? Приведите конкретные примеры.

45. В чем заключается искусство отвечать на вопросы?