Интонация как сложное акустическое явление, включающее тон голоса, силу звучания, длительность и тембр. Тон как средство создающее мелодический рисунок речи. Влияние ситуации, содержания высказывания, эмоционального настроя говорящего на темп речи. Типичные ошибки в использовании фонационных средств (монотонность речи, медленный или чрезмерно быстрый темп речи и др.) и их устранение.
Мимика как показатель чувств говорящего, соответствие мимики и слов говорящего. Жест как средство оживления речи. Виды жестов: механические, ритмические, эмоциональные, изобразительные, символические. Национальный характер жестов. Позы говорящего и их значения. Типичные ошибки в использовании кинестетических средств (механические, неоправданные жесты, чрезмерная жестикуляция и под.).
Литература:
1. Введенская Л.А. Культура и искусство речи / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова. – Р.-на-Д., 1998. – С. 21-32.
2. Введенская Л.А. Русский язык и культура речи. Экзаменационные ответы / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева. – Р.-на-Д., 2001. – С. 144-150, 151-157.
3. Введенская Л.А. Русский язык и культура речи / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева. – Р.-на-Д., 2002. – С. 201-211.
4. Введенская Л.А. Риторика и культура речи / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова. – Р.-на-Д., 2004. – С. 44-63.
5. Горелов И.Н. Невербальные компоненты коммуникации. – М., 1980.
6. Пиз А. Язык телодвижений. – Воронеж, 1992.
Тема 14. Культура спора
Спор – словесное состязание, при котором каждая из участвующих сторон отстаивает свое мнение. Разновидности спора: дискуссия, диспут, полемика. Классификация споров: а) по цели (спор ради истины, для убеждения кого-либо, спор ради спора, для победы); б) по количеству участников (монолог, диалог, полилог); в) по форме проведения (устный, письменный, организованный, неорганизованный).
Культура ведения спора: определение предмета спора и выделение пунктов разногласия участников; удержание в процессе спора главных его положений; определенность позиций участников в споре; уважительное отношение к оппоненту и его точке зрения; сохранение выдержки и самообладания.
Аргументация и доводы в споре. Полемические приемы (опровержение ложного тезиса фактами, критика доводов оппонента, применение юмора, иронии, сарказма, «сведение к абсурду», атака вопросами и др.). Психологические уловки в споре («ставка на ложный стыд», «ссылка на свой возраст, образование и положение», «увод разговора в сторону», «перевод спора на противоречия меду словом и делом» и др.).
Искусство отвечать на вопросы. Вопрос – логическая форма, опирающаяся на систему знаний. Классификация вопросов (уточняющие и восполняющие, простые и сложные, нейтральные, благожелательные и неблагожелательные). Виды ответов: правильные и неправильные, позитивные и негативные, краткие и развернутые. Нечестные приемы, используемые в спорах при задавании вопросов и ответах на них: «ошибка многих вопросов», «ответ вопросом на вопрос», «ответ в кредит».
Литература:
1. Введенская Л.А. Культура и искусство речи / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова. – Р.-на-Д., 1998. – С. 397-542.
2. Введенская Л.А. Риторика и культура речи / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова. – Р.-на-Д., 2004. – С. 400-510.
3. Введенская Л.А. Русский язык и культура речи / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева. – Р.-на-Д., 2005. – С. 187-200.
4. Михальская А.К. Основы риторики. – М., 1996. – С. 55-60, 97-111.
5. Русский язык и культура речи / Под ред. В.И. Максимова. – М., 2000. – С. 116-138.
Дополнительная литература:
1. Ивин А.А. Теория аргументации. – М., 2000.
2. Об искусстве полемики. – 2-е изд. – М., 1982.
3. Платон Диалоги. – М., 1986.
4. Сергеич П. Искусство речи на суде. – Тула, 1998.
Тема 15. Речевой этикет
Этикет – установленный принятый обществом порядок поведения. Деловой этикет. Речевой этикет. Этика поведения в разных ситуациях. Речевой этикет знакомства, представления, приветствия, прощания и т.д. Этикетные формы обращения. Этикет телефонного разговора. Речевая стратегия и тактика. Национальная специфика речевого этикета.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.