Русский язык и культура речи: Учебно-методический комплекс, страница 7

Интонация как сложное акустическое явление, включающее тон голоса, силу звучания, длительность и тембр. Тон как средство создающее мелодический рисунок речи. Влияние ситуации, содержания высказывания, эмоционального настроя говорящего на темп речи. Типичные ошибки в использовании фонационных средств (монотонность речи, медленный или чрезмерно быстрый темп речи и др.) и их устранение.

Мимика как показатель чувств говорящего, соответствие мимики и слов говорящего. Жест как средство оживления речи. Виды жестов: механические, ритмические, эмоциональные, изобразительные, символические. Национальный характер жестов. Позы говорящего и их значения. Типичные ошибки в использовании кинестетических средств (механические, неоправданные жесты, чрезмерная жестикуляция и под.).

Литература:

1. Введенская Л.А. Культура и искусство речи / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова. – Р.-на-Д., 1998. – С. 21-32.

2. Введенская Л.А. Русский язык и культура речи. Экзаменационные ответы / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева. – Р.-на-Д., 2001. – С. 144-150, 151-157.

 3. Введенская Л.А. Русский язык и культура речи / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева. – Р.-на-Д., 2002. – С. 201-211.

4. Введенская Л.А. Риторика и культура речи / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова. – Р.-на-Д., 2004. – С. 44-63.

5. Горелов И.Н. Невербальные компоненты коммуникации. – М., 1980.

6. Пиз А. Язык телодвижений. – Воронеж, 1992.

Тема 14. Культура спора

Спор – словесное состязание, при котором каждая из участвующих сторон отстаивает свое мнение. Разновидности спора: дискуссия, диспут, полемика. Классификация споров: а) по цели (спор ради истины, для убеждения кого-либо, спор ради спора, для победы); б) по количеству участников (монолог, диалог, полилог); в) по форме проведения (устный, письменный, организованный, неорганизованный).

Культура ведения спора: определение предмета спора и выделение пунктов разногласия участников; удержание в процессе спора главных  его положений; определенность позиций участников в споре; уважительное отношение к оппоненту и его точке зрения; сохранение выдержки и самообладания.

Аргументация и доводы в споре. Полемические приемы (опровержение ложного тезиса фактами, критика доводов оппонента, применение юмора, иронии, сарказма, «сведение к абсурду», атака вопросами и др.). Психологические уловки в споре («ставка на ложный стыд», «ссылка на свой возраст, образование и положение», «увод разговора в сторону», «перевод спора на противоречия меду словом и делом» и др.).

Искусство отвечать на вопросы. Вопрос – логическая форма, опирающаяся на систему знаний. Классификация вопросов (уточняющие и восполняющие, простые и сложные, нейтральные, благожелательные и неблагожелательные). Виды ответов: правильные и неправильные, позитивные и негативные, краткие и развернутые. Нечестные приемы, используемые в спорах при задавании вопросов и ответах на них: «ошибка многих вопросов», «ответ вопросом на вопрос», «ответ в кредит».

Литература:

1. Введенская Л.А. Культура и искусство речи / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова. – Р.-на-Д., 1998. – С. 397-542.

2. Введенская Л.А. Риторика и культура речи / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова. – Р.-на-Д., 2004. – С. 400-510.

3. Введенская Л.А. Русский язык и культура речи / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева. – Р.-на-Д., 2005. – С. 187-200.

4. Михальская А.К. Основы риторики. – М., 1996. – С. 55-60, 97-111.

5. Русский язык и культура речи / Под ред. В.И. Максимова. – М., 2000. – С. 116-138.

Дополнительная литература:

1.  Ивин А.А. Теория аргументации. – М., 2000.

2.  Об искусстве полемики. – 2-е изд. – М., 1982.

3.  Платон Диалоги. – М., 1986.

4.  Сергеич П. Искусство речи на суде. – Тула, 1998.

Тема 15. Речевой этикет

Этикет – установленный принятый обществом порядок поведения. Деловой этикет. Речевой этикет. Этика поведения в разных ситуациях. Речевой этикет знакомства, представления, приветствия, прощания и т.д. Этикетные формы обращения. Этикет телефонного разговора. Речевая стратегия и тактика. Национальная специфика речевого этикета.