В целях повышения ответственности за соблюдение расчетно-платежной дисциплины Правлением Национального банка РБ приняло положение об ответственности за нарушение расчетных операций, в котором предусмотрены меры ответственности в отношениях между банками и клиентами.
5.2. Учет расчетов с поставщиками и покупателями
Расчеты за приобретенные товарно-материальные ценности, полученные услуги, по выданным авансам ведутся на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Перед получением товара коммерческий отдел заключает договор с поставщиком, где указывается формы оплаты за товар, порядок его поставки, меры ответственности сторон. Если в договоре предусмотрена предоплата, то поставщик выписывает счет-фактуру формы № СФ-1. Она и договор являются основанием выписки платежного поручения с предоплатой. Если договором предусмотрена последующая оплата, то экспедитор получает доверенность (Приложение 44) и отправляется за товаром. При выдаче доверенности используется программа «Анжелика». Если поставщик находится в другом городе, то экспедитор заказывает грузовую машину в Автокомбинате. Все выданные доверенности регистрируются в Книге учета выданных доверенностей, где ставится подпись лица, получившего доверенность, и отметка об ее использовании (номер накладной). Доверенность подписывается председателем и главным бухгалтером, заверяется печатью. Необходимо отметить, что в исследуемой организации не все доверенности отмечены. Существуют случаи, когда человек не отчитался за выданную доверенность, а получил уже другую. Данное нарушение со стороны бухгалтерии может в дальнейшем привести к злоупотреблениям материальных лиц, хищениям.
При получении товара экспедитор получает товарно-транспортную накладную, которую включает в отчет. Данная накладная является первичным документом, подтверждающим появление кредиторской задолженности. Увеличение кредиторской задолженности показывается по кредиту счета 60. Данные об увеличении кредиторской задолженности бухгалтер берет из отчетов товароматериальных лиц и заносит в книгу формы К-17. Данные об оплате берутся из книги формы К-39, где показана разноска банковских операций, и заносятся в книгу по дебетовой стороне. (Приложение 45). Таким образом, кредитовый оборот минус дебетовый получается остаток задолженности поставщику, то есть сальдо по счету 60. В нашем случае сальдо по ОАО Могилевская МСБ будет равняться: 951147-951147-185078=185078 рублей. Получилось, что образовался дебитор. Это связано с тем, что помимо оплаты Бобруйское райпо отпустило Могилевской МСБ еще и товар.
В конце месяца подсчитываются обороты и выводятся сальдо по каждому поставщику и заносятся в оборотную ведомость по счету 60 (Приложение 46). Данные оборотной ведомости должны сойтись с данными главной книги.
Периодически бухгалтер расчетного отдела должен составлять акты сверок расчетов с поставщиками (Приложение 47). Акт сверки представляет собой таблицу, где выносится сальдо на 1 августа каждой организации. В данном случае у Кировского райпо числится сальдо 3018648 рублей, а у Бобруйского райпо 503553. В результате сверки обнаружено, что бухгалтерией Кировского райпо было сделано две заноски, которые бухгалтер должен снять. Они отражается в акте по кредиту красным сторно по стороне Кировского райпо. Таким образом, сальдо на 1.08.2004 г. получается 503553 рубля. Акт сверки подписывается бухгалтерами и заверяется печатью организации.
В связи со сложным финансовым положением и большой кредиторской задолженностью Бобруйскому райпо не хватает денежных средств для произведения своевременных расчетов, поэтому организация вынуждена искать иные формы расчетов. Так последнее время в Бобруйском райпо активно используют вексельную форму расчетов. Райпо приобретает у банка вексель с отсрочкой оплаты, именуемая в деловом обиходе "вексельным кредитованием". Безусловно, что такую операцию нельзя назвать кредитованием с правовой точки зрения (предоставление кредита может иметь место только в форме перечисления денежных средств, но не иных вещей в том числе ЦБ). Банк передает вексель (Приложение 48) в качестве кредитования, открывая при этом отдельный счет, оформляется договор купли-продажи, ходатайство, (Приложение 49), акт приема-передачи (Приложение 50). Проценты по данным операциям относятся на издержки обращения. Методика расчета показана на табл. 5.2.1
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.