3 АНАЛИЗ РАСХОДОВ НА РЕАЛИЗАЦИЮ ТОВАРОВ
И ИХ ОПТИМИЗАЦИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
3.1 Информационное обеспечение и общая методика анализа
расходов на реализацию товаров и общая методика
в розничной торговле заложены возможности снижения расходов при повышении качества торгового обслуживания населения, сокращении затрат времени покупателей на приобретения товара. Снижение расходов имеет большое народнохозяйственное значение, поскольку позволяет высвободить дополнительные трудовые, материальные и финансовые ресурсы, укрепить финансовое состояние предприятий, повысить их рентабельность.
Следовательно, в условиях рыночной конкуренции особое внимание следует уделять анализу расходов на реализацию товаров с целью оценки их рациональности и выявления возможной экономии для повышения конкурентоспособности и рентабельности.
Для достижения указанной цели необходимы постановка и практическая реализация следующих задач:
1.Оценка общей суммы и уровня расходов на реализацию товаров предприятия розничной торговли за отчетный период, а так же в динамике.
2. Рассмотрение расходов на реализацию в разрезе отдельных статей по абсолютной сумме и уровню (в процентах к обороту), оценка их доли в совокупных расходах за отчетный период и в динамике.
3. Выявление и количественная оценка влияния факторов на общий уровень и отельные статьи расходов.
4. Оценка эффективности расходов и ее влияние на конечные финансовые результаты хозяйственной деятельности предприятия розничной торговли.
5. Поиск резервов экономии расходов, определение мер по их оптимизации в текущей деятельности и в предстоящем периоде.
Источниками информации, используемой в процессе анализа расходов на реализацию, служат данные бухгалтерской и статистической отчетности. Из бухгалтерской отчетности при анализе используются: «Отчет о прибылях и убытках» (форма №2), «Отчет о расходах на реализацию» (форма №3), «Бухгалтерский баланс» (форма №1). Из статистической отчетности – «Отчет по труду» (форма 1-Т).
В отчете о прибылях и убытках отражаются расходы на реализацию за отчетный период и справочно показывается фактический товарооборот в продажных ценах (его общий объем).
Основным информационным источником для проведения анализа общего уровня и отдельных статей является форма №3 «Отчет о расходах на реализацию товаров» (как ведомственная форма отчетности для системы потребительской кооперации РБ).
В данном отчете отражают расходы, приходящиеся на реализованные товары с нарастающим итогом.
В годовом отчете по труду содержатся данные о фактических расходах на оплату труда и среднесписочная численность.
Также широко используют при анализе данные регистров аналитического учета: книга формы № К-22, первичных документов и сводных, материалы проверок, обследований, действующие нормативные документы (справки арендной платы, нормы амортизационных отчислений, тарифы на перевозку грузов и др.), что позволяет установить причины отклонений, а также резервы сокращения расходов.
По ходу практической реализации поставленных задач рассчитываются аналитические показатели текущих затрат.
1. Уровень расходов по общему объему и отдельным статьям за отчетный и прошлый периоды:
; (3.1.1)
(3.1.2)
где åР0, åР1 – общая сумма расходов за прошлый и отчетный периоды;
Т0, Т1 – объем оборота от реализации за прошлый и отчетный периоды;
JP0, JP1 – уровень расходов в процентах к обороту.
По данному показателю судят сколько рублей расходов приходится на 1000 товарооборота.
2. Размеры изменения общего уровня и уровня отдельных статей:
(3.2)
где «+» - перерасход;
«-» - экономия уровня расходов.
Он показывает на сколько процентов к товарообороту фактический уровень расходов выше или ниже предшествующего периода.
3. Темпы изменения общего уровня и уровня отдельных статей:
(3.3)
Он показывает, на сколько процентов изменился уровень расходов по отношению к прошлому периоду, который принимается за 100 процентов.
4. Относительные суммы экономии (перерасхода) расходов на реализацию:
(3.4)
Он показывает сумму экономии (перерасхода) расходов на реализацию товаров.
5. Уровень издержкоотдачи. Он определяется как отношение суммы товарооборота к сумме расходов на реализацию, выраженный в процентах. Этот показатель характеризует объем товарооборота, приходящийся на единицу расходов предприятия, то есть свидетельствует о результативности его текущих затрат.
6. Уровень рентабельности расходов на реализацию. Он определяется как отношение суммы расходов на реализацию, выраженное в процентах. Уровень рентабельности является одним из важных показателей эффективности текущих затрат предприятия.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.