Основной удельный вес в общих расходах на реализацию товаров торговли занимают такие статьи, как транспортные расходы, расходы на оплату труда, на оплату процентов за кредит и др.
Так, в 2004 г. транспортные расходы составили 13,01% к общей сумме расходов и 1,878% к обороту. Темп роста транспортных расходов в 2004 г. по отношению к 2002 г. составил 108,71%, а по отношению к 2003 г. – 10,15%.
Проценты за пользование кредитами банка в отчетном году занимают 5,08% в общей сумме расходов на реализацию товаров, причем с 2002 г. наблюдается тенденция уменьшения затрат по данной статье с 1,797% до 0,733% к обороту.
Расходы на оплату труда составили в 2004 г. 287 млн.р. или 34,47% от общей суммы расходов на реализацию товаров и 4,976% к обороту. Темп прироста 2004 к 2002 г. равен 230,73%, а 2004 к 2003 г. 35,02%.
Кроме указанных статей значительную долю в расходах розничной торговли филиала за изучаемый период занимали расходы на аренду и содержание зданий. Удельный вес данной статьи к общей сумме расходов в 2004 г. по сравнению с 2002 г. увеличился с 9,36 до 11,44%.
Уд. вес в расх. 2002 г. = 27 млн.р. / 296 млн.р. * 100% = 9,36%
Уд. вес в расх. 20004 г. = 95 млн.р. / 833 млн.р. * 100% = 11,44%
Изучение структуры текущих затрат показало важность анализа таких статей, как транспортные расходы, расходы на оплату труда, расходы на аренду.
Проанализируем расходы на реализацию по статье «Транспортные расходы». Следовательно, необходимо детально разобраться в порядке их формирования на предприятии, выявить, какие факторы влияют на их развитие и пути их возможной экономии и оптимизации.
По статье «Транспортные расходы» сумма и процент к общему объему возросли, однако наблюдается снижение расходов в % к обороту по сравнению с 2002 г. на 0,512%, а по сравнению с 2003 г. – на 0,348%.
Сокращение транспортных расходов достигается рациональным использованием транспортных средств, ликвидацией чрезмерно дальних, встречных, повторных и других нерациональных перевозок товаров. Перевозка товаров в филиале «Микашевичское РТП» осуществляется в основном автомобильным транспортом и наиболее экономичной формой доставки является централизованный завоз товаров. Он улучшает товародвижение, обеспечивает более производительное использование транспортных средств, снижает себестоимость перевозок, сокращает число работников, что в свою очередь ведет к снижению расходов по статье «Транспортные расходы».
Резервами улучшения использования транспортных средств является: полная загрузка автомобилей; применение прицепов и контейнеров; закрепление постоянных шоферов за определенными маршрутами; сокращение порожних пробегов и простоев автомобилей при погрузке и разгрузке и в ожидании их. Снизить простой транспортных средств можно за счет предварительной подготовке товаров и сопроводительных документов к отправке, механизации погрузочно-разгрузочных работ, установления оптимального графика завоза товаров, поступление товаров в магазины только требуемого ассортимента и высокого качества.
В филиале «Микашевичское РТП» за анализируемый период по статье «Транспортные расходы» экономия составила:
· в 2004 г. по сравнению с 2002г.:
(-0,512)*5752 / 100 = -29 млн.р.;
· в 2004 г. по сравнению с 2003 г.:
(-0,348)*5772 / 100 = -20 млн.р.
большое влияние на сумму и уровень транспортных расходов оказывает изменение структуры товарооборота. Так, увеличение в товарообороте удельного веса более грузоемких товаров приводит к росту транспортных расходов, и наоборот.
В таблице 3.6 приведен факторный анализ расходов по транспортировке товаров.
Таблица 3.6
Расчет влияния изменения объема товарооборота на транспортные расходы по розничной торговле филиала за 2003-2004 гг.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.