МИНИСТЕРСТВО СВЯЗИ РФ
Сибирский государственный университет
телекоммуникаций и информатики
«УТВЕРЖДАЮ»
Зав. кафедрой
философии и отечественной истории
проф. А.И.Ореховский
______________________/ 02 / 2003
ПРОГРАММА КУРСА
«СОЦИОЛОГИЯ И ПСИХОЛОГИЯ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ»
Программу курса разработала:
И.В.Носова, доц. каф. философии
и отечественной истории
НОВОСИБИРСК – 2003
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
1. Пояснительная записка…..………………………………….…………………………3
2. Тематический план………..……………………………………………………………4
3. Содержание курса……..……………………………………………………………….5
4. Вопросы к зачету……………………………………………………………………...20
5. Список рекомендуемой литературы……………………..…………………………..22
1. Пояснительная записка
(цели и задачи курса)
Подготовка инженеров требует помимо приобретения технических знаний овладение знаниями широкого круга гуманитарных дисциплин, в том числе социологией и психологией, одной из отраслей которой является социология и психология делового общения. Характерной особенностью данной отрасли является ее практическая направленность.
Основная цель изучения социологии и психологии делового общения заключается в развитии творческого мышления студентов, их способности к анализу и самостоятельному приобретению знаний умений и навыков.
Основными задачами преподавания курса Социология и психология делового общения являются: формирование у студентов основ психологического мышления и навыков практического применения полученных знаний в сфере общения, саморегуляции, при решении конкретных коммуникативных проблем.
Требования к знаниям и умениям студентов.
Студент, освоивший дисциплину «Социология и психология делового общения», должен обнаружить:
§ понимание предмета социологии и психологии делового общения и его роли в жизни человека;
§ представление об основных понятиях социологии и психологии делового общения: общение, коммуникация, взаимодействие, восприятие, субъект, объект общения, взаимопонимание, невербальное общение, уровни общения, социально-психологическая ситуация, группа, коллектив, саморегуляция, рефлексия, самопознание, самоактуализация, стереотип, конфликт, стресс, психические барьеры, манипуляция, актуализация, имидж и др.;
§ умение применять полученные знания при решении профессиональных задач, при организации межличностных и групповых отношений в своей сфере деятельности, в производственных коллективах.
2. Тематический план дисциплины
(54 часа)
№ |
НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМЫ |
лекции |
практич. занятия |
1 |
Часть 1.Общая теория общения. Тема 1. Введение в социологию и психологию делового общения. |
1 |
|
2 |
Тема 2. Природа общения. |
1 |
|
3 |
Тема 3. Анализ структуры общения. |
4 |
|
4 |
Часть 2. Самопознание. Восприятие себя. Тема 1. Личность. Темперамент. Характер. |
2 |
2 |
5 |
Тема 2. Я-концепция. |
2 |
|
6 |
Тема 3. Саморегуляция (самоменеджмент) – основа человеческой жизни. |
2 |
|
7 |
Часть 3. Восприятие и понимание другого человека. Тема 1. Особенности восприятия человека человеком. |
2 |
2 |
8 |
Тема 2. Психология симпатий и антипатий. |
2 |
|
9 |
Часть 4. Социально-психологическая характеристика взаимодействия. Тема 1. Социальные роли и ролевое взаимодействие. |
2 |
2 |
10 |
Тема 2. Воздействие и манипулятивное взаимодействие. |
2 |
1 |
11 |
Тема 3. Агрессия во взаимодействии. |
2 |
1 |
12 |
Тема 4. Психология и социология конфликтов. |
4 |
2 |
13 |
Часть 5. Деловое общение. Тема 1. Специфика делового общения. |
2 |
|
14 |
Тема 2. Структура взаимодействия в рабочей группе. |
2 |
|
15 |
Тема 3. Психологические особенности публичного выступления. |
2 |
2 |
16 |
Тема 4. Деловая беседа как основная форма делового общения. |
2 |
2 |
17 |
Тема 5. Спор. Дискуссия. Полемика. Происхождение и психологические особенности. |
2 |
2 |
18 |
Социологическое исследование проблем общения. |
2 |
|
ИТОГО |
36 |
18 |
3. Содержание курса
Часть 1.Общая теория общения.
Тема 1. Введение в социологию и психологию делового общения.
Специфика и назначение курса социология и психология делового общения. Взаимосвязь социологических и психологических компонентов общения.
Особенности объекта и предмета социологии и психологии делового общения по сравнению с другими дисциплинами, задачи и методология социологии и психологии делового общения.
Проблемы повышения психологической грамотности в современных условиях.
Тема 2. Природа общения.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.