3. Характер. Определение. Физиологические и социальные факторы формирования характера. Классификация черт характера по отношению к: действительности, работе, людям, себе. Свойства характера. Формирование характера в процессе социализации. Характер и общение.
Тема 2. Я-концепция.
Определение я-концепции. Составляющие я-концепции: образ Я, самооценка, потенциальное поведение.
1. Представление об образе Я. Я-структуры: определение, отбор, иерархия. Ценностное отношение к себе. «Эффект ссылки на себя». Значение идентичности. Составляющие образа Я: я-идеальное, я-реальное и я-зеркальное; я-прошлое, я-настоящее и я-будущее; я-физическое, я-социальное и я-умственное.
2. Самооценка как отношение человека к своему образу Я. Источники самооценки: соотношения я-реального я-идеального и я-зеркального. Варианты самооценки: завышенная, заниженная, близкая к реальности. Предрасположение в пользу своего Я. Источники оптимизма и пессимизма.
3. Потенциальное поведение как итог взаимодействия образа Я и самооценки. Теория Э.Берна о победителях и неудачниках.
Зависимость я-концепции от культурной принадлежности: культуры независимого «Я» и культуры взаимозависимого «Я».
Реализация я-концепции. Локус контроля: внешний и внутренний. Самоопределение и приобретенная беспомощность. Феномен ложного консенсуса и уникальности.
Тема 3. Саморегуляция (самоменеджмент) – основа человеческой жизни.
Саморегуляция как способ управления собой. Общая проблематика саморегуляции. Основные научные, философские, религиозные представления о сущности, назначении и смысле жизни человека. Возможности самопознания. Рефлексия. Виды работы с собой: самонаблюдение, самоотчет, самоконтроль, самовнушение (суггестия), медитация и др. Самосознание и его развитие как главный фактор самосовершенствования личности. Самоактуализация. Проектирование своего будущего. Основные принципы управления временем: «ловушки» времени, установление ценностного ряда, делегирование полномочий, оценка результатов дня. Основы психофизиологической саморегуляции жизнедеятельности человека. Строение мотивационной сферы человека. Обеспечение мотивации деятельности. Правила управления мотивацией.
Имидж как средство делового общения. Природа имиджа: определение, подходы, слагаемые. Факторы, влияющие на формирование позитивного имиджа (биография, внешность, психологический портрет). Технология создания имиджа. Подходы к формированию имиджа. Принципы и формула имиджа. Перестройка имиджа. Имидж фирмы.
Часть 3. Восприятие и понимание другого человека.
Тема 1. Особенности восприятия человека человеком.
Необходимость познания собеседника для эффективного общения. Человек как текст.
Уровни постижения людей:
1) житейский опыт;
2) психологическое знание;
3) понимание.
Значение обратной связи в постижении другого человека.
Контекст восприятия: хронотроп, эмоционально-психологическое состояние, установки, мотивы, ожидания, стереотипы.
Эффекты восприятия: эффект ореола, эффект первичности, эффект новизны, эффект стериотипизации. Значение благоприятного первого впечатления и факторы его создания.
Типы людей по К.-Г. Юнгу (интеллектуалы, интуитивисты, сензитивы, эмоционалы) и особенности восприятия.
Представление о приоритетные каналах восприятия информации. Типология людей по модальности (визуалы, аудиалы, кинестетики).
Представление об «окнах Йогари», изменение их соотношения в процессе общения.
Барьеры общения: что мешает излагать мысли и воспринимать их.
Тема 2. Психология симпатий и антипатий.
Психологическое определение симпатии и антипатии.
Уровни привлекательности–непривлекательности: притяжение-отталкивание, приязнь-неприязнь, симпатия-антипатия.
Мотивация и интуиция в формировании отношений симпатии-антипатии.
Роль сходства и различия в формировании отношений симпатии-антипатии: иерархия потребностей, установок, ценностей и т.д. Формирование зон «согласия-несогласия».
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.