Определение общения. Основные аспекты изучения общения:
ü человек в мире коммуникаций и обмена информацией;
ü структура, виды и типы общения;
ü стиль общения, его принципы и правила;
ü эмоциональный уровень общения.
Общение как способ духовно-этического развития индивидов субъектно-объектной взаимосвязи. Понятие и взаимосвязь основных элементов системы общения: предмета и объекта, потребностей и мотивов, целей и задач, видов и функций, содержания и организации, средств, форм и методов, конечного результата.
Специфика различных видов общения:
ü межперсональное и ролевое;
ü межличностное, групповое и межгрупповое;
ü прямое и косвенное;
ü непосредственное и опосредованное;
ü формальное и неформальное;
ü вербальное и невербальное.
Многофункциональность общения:
ü организация и координация;
ü познание;
ü формирование и развитие межличностных отношений;
ü формирование и развитие личности;
ü самоподтверждение и самоутверждение;
ü принятие решений;
ü релаксация.
Тема 3. Анализ структуры общения.
Триединство сторон общения.
1. Коммуникативная сторона общения. Общение как передача информации. Определение коммуникации и информации. Характеристика основных компонентов коммуникации: адресант, адресат, сообщение, система кодирования, каналы коммуникации, контекст, обратная связь. Модель коммуникации.
Знак как элементарная единица информации. Интенциональные и неинтенциональные знаки. Значение и смысл: денотация и коннотация.
Вербальная коммуникация: язык и речь. Специфика различных стилей общения. Культура речи в деловом общении.
Невербальная коммуникация: визуальная акустическая, тактильная, ольфакторная. Значение и специфика невербальной коммуникации. Классификация и психологическая характеристика мимики лица, жестов рук, движений и поз тела. Психотехника их познания.
Феномен потери и искажения информации. Информационный голод.
Коммуникативные барьеры.
2. Интерактивная сторона общения. Общение как организация взаимодействия. Социальные нормы и социальные роли.
Основные типы взаимодействия: сотрудничество, конкуренция, конфронтация, конфликт, приспособление; избегание.
Механизмы воздействия: заражение; внушение; убеждение; подражание.
Формы взаимодействия: императивная; манипулятивная; диалогическая.
Развитие и поддержание трех видов взаимодействия в группе: профессиональных, ценностно-мировоззренческих и межличностно-эмоциональных.
3. Перцептивная сторона общения. Общение как восприятие людьми друг друга. Восприятие на основе сходства. Невербальные механизмы социальной перцепции: идентификация, стереотипизация, эмпатия, аттракция. Вербальные механизмы социальной перцепции: рефлексия, децентрация, казуальная атрибуция Понятие социального стереотипа и его роль в общении. Функции развития социальной перцепции: познание себя и партнера, организация направленной, эмоционально-оптимизирующей деятельности, установление эффективных взаимоотношений.
Часть 2. Самопознание. Восприятие себя.
Тема 1. Личность. Темперамент. Характер.
Обоснование необходимости представления о личности, темпераменте, характере в процессе общения.
1. Общее психологическое представление о личности. Соотношение понятий человек, индивид, личность, индивидуальность. Структура личности. Современные теории личности. Становление личности: процесс социализации. Стадии процесса социализации. Роль общения в социализации личности.
2. Темперамент. Определение. История изучения вопроса. Физиологические основы темперамента: представление о соотношение процессов торможения и возбуждения нервной системы. Основные свойства нервной системы, определяющие тип темперамента: сила, уравновешенность, подвижность. Типология темпераментов: сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик. Характерные черты темпераментов. Проявление темперамента в общении.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.