Проблемы эффективности производства на северных нефтегазодобывающих предприятиях (доклады и сообщения). Том 2, страница 19

предприятии, очевидны преимущества его эксплуатации взамен по-лиакриламида, поставляемого в основном из-за рубежа.

Катионоактивный характер и другие свойства КФ-91 позволяют также предполагать его активность как ингибитора коррозии, де-эмульгатора, регулятора вязкости буровых растворов и т.д., в связи с чем проведение исследований в этих направлениях будет пер­спективно.

Комплексная технология переработки углеводородных фракций С4 - С5 в экологически чистые компоненты автобензина

Алкилбензин представляет собой сложную смесь разветвленных углеводородов Cs- С12 с температурой кипения 40-200 С и октановым числом 92-95, которая сгорает в карбюраторных двигателях без образования канцерогенных соединений типа 3,4-бензопирена.

Оксигенаты - метил (этил) - трет.бутил (амил)овый эфиры - имеют температуру кипения в пределах 60-100°С и октановое число 104-110, при сгорании значительно уменьшают содержание оксида углерода (СО) в выхлопе двигателей. Смешением этих ком­понентов с прямонным бензином (или газоконденсатом) в развитых странах Западной Европы и Америки получают экологически чистый бензин, потребность которого, несмотря на относительно более высокую стоимость, прогрессивно увеличивается.

Указанные компоненты автобензина можно производить из углеводородных фракций С4-С5, которые получаются в заметном количестве при выработке природного газа и квалифицированно не утилизируются. Для этого алкановые углеводороды С4-С5 не­обходимо дегидрировать на алюмохромовом катализаторе при тем­пературе 500-600°С с получением смеси С4-С5-олефинов. Технология процесса дегидрирования освоена на крупнотоннажных установках в производстве каучуков. После некоторой научной доработки и выполнения соответствующего проекта эта технология может быть осуществлена на малогабаритных установках.

Полученные на 1-й стадии продукты дегидрирования содержат до 40% олефинов Ca-Csнормального и изостроения и непревращенные норм.и изоалканы С4-С5. Эту смесь гомогенизируют с заданным количеством метанола (или этанола), также получаемым из природного газа, и вводят в проточный реактор, который заполнен гранулами твердой полимерной сульфокислоты (сульфокатионита) - катализатора. В слое катализатора селективно и почти количественно реагируют изоолефины С4-С5 и спирт при температуре около 60 С, давая

39


оксигенаты - экологически чистый высокооктановый компонент ав­тобензина. Промышленная технология процесса разработана нашей Академией совместно с одним из промышленных предприятий России и осуществляется там более двух лет На ее основе может быть спроектирована малогабаритная установка.

Непрореагировавшие со спиртом углеводороды, содержащие изо-бутан, изопентан, их изомеры нормального строения, а также н-бутилены и н-амилены, подвергают взаимодействию в присутствии кислотного катализатора с получением алкилбензина. В качестве этого катализатора в промышленности применяют концентрированные серную или фтористоводородную кислоты, которые представляют большую опасность для окружающей среды (при утилизации кислотных отходов).

Нами в качестве катализатора испытаны твердые перфтори-рованные полимерные сульфокислоты, которые вырабатываются нашей промышленностью, но используются по другому назначению - как мембраны при электролитическом разложении растворов хлорида натрия и т.п. Поисковые испытания предлагаемого процесса в ла­бораторных условиях при температуре около 80°С показали воз­можность получения алкилбензина с выходом 120-140% в расчете на массу исходных олефинов (промышленности на H2SO4 - 150-160%). Технологию этого процесса еще необходимо отрабатывать в ла­боратории и на пилотной установке, прежде чем проектировать промышленную установку, которую также можно сделать мало­габаритной.

Выполнение комплекса исследовательских и проектных работ в 1995-1997 гг. позволит создавать затем малогабаритные или даже передвижные установки по комплексной переработке углеводородных фракций С4-С5, использующих самую современную и экологически безопасную технологию, в остро необходимые для газодобывающих регионов высокооктановые компоненты экологически чистого бензина и таким образом, снять проблему транспортного обеспечения ав­тобензином.