Министерство здравоохранения республики Беларусь
Учреждение образования
«Гомельский государственный медицинский университет»
Кафедра медицинской и биологической физики
Обсуждено на заседании кафедры медицинской и биологической физики
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Для проведения занятия со студентами
1 курса лечебного, медико-диагностического, медико-профилактического факультетов по
Тема: Исследование зависимости показателя преломления раствора от его концентрации. Определение концентрации раствора с помощью рефрактометра
Время 135мин
1. УЧЕБНЫЕ И ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ, МОТИВАЦИЯ ДЛЯ УСВОЕНИЯ ТЕМЫ, ТРЕБОВАНИЯ К ИСХОДНОМУ УРОВНЮ ЗНАНИЙ
Методическая разработка предназначена для студентов с целью изучения оптических методов определения содержания сахара, белка и его отдельных фракций в крови, моче и др. В медицине для диагностики такого рода используют рефрактометры, позволяющие определить показатель преломления вещества. В этом случае определение концентрации белка в крови, например, при анализах желудочного сока, мочи и т.д., основано на зависимости показателя преломления от концентрации веществ.
Исходный уровень знаний должен включать в себя:
1.Явление рефракции.
2.Законы преломления и отражения света.
3.Понятие о предельном угле падения и предельном угле преломления.
4.Молекулярная рефракция вещества.
5.Удельная рефракция вещества.
6.Устройство рефрактометра.
7.Рефрактометрия.
В результате проведения занятия студент должен:
1) Знать устройство, принцип действия рефрактометра, методы нахождения концентрации раствора и молярной рефракции.
2) Уметь определить показатель преломления растворов, зависимость показателя преломления раствора от концентрации, определить молярную рефракцию сахара. Построить график и найти коэффициенты калибровочного графика. Определить неизвестную концентрацию вещества.
2. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ИЗ СМЕЖНЫХ ДИСЦИПЛИН.
2.1. Молекулярный вес вещества.
2.2. Весовая доля вещества в растворе.
2.3. Линейная графическая зависимость.
2.4. Линейные коэффициенты.
3. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО ТЕМЕ ЗАНЯТИЯ.
3.1.Явление рефракции.
3.2.Законы преломления и отражения света.
3.3.Понятие о предельном угле падения и предельном угле преломления.
3.4.Молекулярная рефракция вещества.
3.5.Удельная рефракция вещества.
3.6.Устройство рефрактометра.
3.7.Рефрактометрия.
4. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ
Лабораторная работа №11
«Исследование зависимости показателя преломления раствора от его концентрации. Определение концентрации раствора с помощью рефрактометра»
5. ХОД ЗАНЯТИЯ
5.1. Выполнить работу согласно руководству к лабораторной работе №11.
5.2. Оформить отчет.
5.3. Защитить работу с оценкой.
6. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ
Задачи.
1.Рассчитать критический угол падения i, если свет проходит из среды с показателем преломления n1 = 1,52 в воздушную среду (n2 = 1,00).
2.Световые лучи падают на плоскопараллельную пластину с показателями преломления n2 = 1,52 под углом i = 60°. Если эта пластинка толщиной 10,0 мм окружена воздушной средой (n1 = 1,00) рассчитать угол, под которым световые лучи выходят из пластинки. (Нарисовать рисунок).
3.На пути луча света перпендикулярно ему поставлена стеклянная пластинка (n = 1,5) толщиной l = 1 мм. Насколько при этом изменится оптическая длина пути?
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.