Техническое задание на реконструкцию установки риформинга ЛЧ-35/11-600 на режим повышенной жесткости к государственному контракту «Разработка и промышленное освоение катализаторов и каталитических технологий нового поколения для производства моторных топлив», страница 3

Стабильный риформат выводится с низа колонны К-605 и, пройдя через  рибойлеры Т-612, 614, теплообменники Т-607,  608 и воздушные холодильники ВХ-603, 604 выводится с установки. Часть риформата в качестве абсорбента с помощью насоса Н-610 подается в верхнюю часть К-604.

3.  Характеристика работы катализаторов ПР-50, 51

 в период 1995-2002гг.

С 1995 по настоящее время на установке эксплуатируется комбинация катализаторов ПР-50, ПР-51 (по 20 тонн каждого), разработанных в Омском филиале Института катализа СО РАН.

В начальный период эксплуатации (с 1995 по 1997гг.) поддерживали мягкий режим с выработкой риформата с ИОЧ = 91-92. Начиная с 1998 года, установка эксплуатируется в жестком режиме – ИОЧ риформата равно 95-96. За весь период эксплуатации проведено 5 регенераций катализаторов, последняя – в мае 2002 года.

В таблице 2 представлены основные показатели работы установки с катализаторами ПР-50,51 в период с 1995 по 2002гг.

Из таблицы видно, что катализаторы ПР-50,51 при нормативных условиях эксплуатации обеспечивают получение риформата с ИОЧ = 95-96 при загрузке по сырью 90-100 м3/час (ОСПС=1.5-1.7 ч-1), входных температурах 493-500 оС и концентрации водорода в ВСГ 84-86 %об. Межрегенерационный пробег составил 12-15 месяцев, скорость дезактивации катализатора при переработке 1 м3 сырья 0.4-0.5 оС/кг, скорость падения концентрации водорода в ВСГ 0.1-0.4 %/м3/кг, общая удельная производительность по сырью на данный момент составила 97 м3/кг катализатора. В то же время в IV и V циклах эксплуатации наблюдался резкий рост дезактивации катализатора (скорость дезактивации при переработке 1 м3 сырья 1-1.9 оС/кг, скорость падения концентрации водорода в ВСГ 1.8-3.1 %/м3/кг), который объясняется отклонениями от нормативных условий эксплуатации, т.е. большим содержанием хлора в гидрогенизате и в ВСГ, пропусками в теплообменниках вследствие коррозии, периодической работой на легком сырье фр.55-160 оС. После устранения этих проблем и снижения давления в реакторном блоке риформинга с 2.2 до 1.85 МПа в шестом цикле достигнуты самые высокие показатели по активности за весь период эксплуатации (перепад температур по блоку 120 оС, октановое число риформата 86.5/96.5).

В табл.3 представлены данные хим.анализа проб катализатора по реакторам.


Таблица 3. Данные химического анализа образцов катализаторов ПР-50, 51

                    из реакторов установки ЛЧ-35-11/600

Показатели

Паспортные данные, 1995г.

Р-602

Р-603

Р-604, а, б

1998

2002

1998

2002

1998

2002

Содержание, %масс.

Оксид железа

Оксид натрия

Хлор

Сульфат-ион

Средний коэф-нт прочности, кг/мм 

Пыль, %

0.01

0.02

1.0

2.7

1.2

< 0.1

0.04

0.01

0.6

0.4

0.9

-

0.07

0.02

0.4

0.13

0.8

8.5

0.02

0.02

0.7

0.4

0.9

-

0.06

0.03

0.5

0.14

0.8

1.7

0.02

0.01

0.7

0.3

0.8

-

0.05

0.02

0.6

0.1

0.7

0.3

Из таблицы видно, что за период эксплуатации катализаторов увеличилось содержание железа с 0.01 до 0.07 %масс. и снизилась прочность с 1.2 до 0.7-0.8 кг/мм. Содержание хлора находится на допустимом уровне, учитывая, что отбор проб проводился после выжига кокса, при котором возможны потери. После выгрузки и отсева катализатора от пыли  он сохранил основные показатели качества.

4. Основные проблемы работы установки и их решение в период эксплуатации    катализаторов ПР-50, 51

-  Входные температуры в начале цикла составляют 496-4980С вследствие высоких

значений объемной скорости подачи сырья (1,7-1,9 ч-1) и перепадов температур, что обуславливает высокую нагрузку на печь.

-   Нарушения герметичности в теплообменниках Т-604 – 606, которые приводят к попаданию части гидрогенизата в риформат и, соответственно, к снижению содержания ароматических углеводородов и октанового числа. Для своевременного обнаружения пропусков теплообменников спроектирован и изготовлен пробоотборник нестабильного катализата до теплообменников, в настоящее время проходит отработка методики отбора.