3. Значение транспорта в технологии ПРМПИ
Транспорт в комплексе работ угольной промышленности – одно из важнейших звеньев технологической цепочки. Не решив транспортную проблему, невозможно добиться интенсификации добычи угля в лаве. Грузопоток должен быть принят транспортной линией.
Значит нужно уметь определять грузопотоки, которые образуются в лаве и соответственно подбирать транспортные машины.
В технологии важны в равной мере все звенья (датчик автоматизации, срабатывание реле утечки, разрыв ленты).
Главные задачи совершенствования рудничного транспорта: повышение надежности и производительности транспортных магистралей, снижение трудоемкости работ, ликвидация многоступенчатости и усиление нагрузки на транспортные средства, повышение технического уровня и экономической эффективности транспорта.
К мероприятиям по совершенствованию транспорта относятся: внедрение более рациональных схем на базе прогрессивных систем вскрытия и подготовки новых горизонтов, сокращение числа звеньев конвейерного транспорта, применение бункеров на стыках транспортной магистрали, внедрение поточной откатки на магистральных откаточных выработках, расширение механизации вспомогательных средств транспортирования и погрузочно-разгрузочных работ.
Разнообразие горно-геологических условий Кузбасса обуславливает развитие различных технологических схем транспорта. Основными из них являются комбинированные (с оснащением участковых выработок - конвейерами и магистральных выработок - локомотивной откаткой) и полностью конвейеризированные (от забоя до поверхности).
3.1. Особенности современного транспорта угольных шахт
1. Сплошная конвейеризация от очистного забоя до поверхности.
2. Стремление к бесперегрузочному транспортированию как наиболее эффективному и экономичному. При этом длины конвейеров возрастают, и возникает необходимость использования нескольких приводов и их расположение. Возникает необходимость использования оптимизации времени последовательности включения двигателей приводов.
3. Конвейерный транспорт с помощью ленточных конвейеров является объектом повышенной пожароопасности. В России ежегодно происходит 5 – 11 крупных аварий с возгоранием на ленточных конвейерах с большими убытками и людскими жертвами.
В общем, пожары обусловлены:
- пробуксовкой ленты на приводных барабанах в режиме проскальзывания;
- трением ленты о стойки или металлоконструкции става;
- трением ленты о остановившейся ролик (ролик заштыбовался или рассыпался подшипник);
- трением вырвавшихся тросов о металлоконструкцию.
4. Конвейерные штреки комплексно механизированных лав закладываются в зависимости от горно-геологических условий и горно-технологических условий с углами наклона в интервале от +7 0 до -50
В зависимости от угла наклона мощности потребляемые конвейером различны: в одном случае двигатель работает в двигательном режиме в другом случае в генераторном. При этом возникает необходимость оптимизации количества и местоположения приводов.
5. Шахтные горные грузопотоки обладают случайным характером, а раз так, то невозможно установить факт того, что конвейер загружен на 100 % и, следовательно, нельзя установить натяжение ленты выполненной по расчетам. Поэтому натяжение ленты должно устанавливаться при холостом ходе ленты. Необходимо уметь проводить перерасчет величин натяжения ленты при номинальной загруженности к натяжению при холостом ходе.
6. С возрастанием длины забойных скребковых конвейеров (лавных) при пусках возникают затруднения.
В настоящее время ведется поиск наиболее рациональных систем запуска длинных лавных конвейеров:
- использование гидромуфт с переменным объемом;
- использование частотного управления двигателями забойного конвейера;
- применение двух скоростных двигателей;
- использование вспомогательных двигателей.
Увеличение длины лав обусловлено стремлением к сокращению проходческих работ и уменьшению монтажных работ.
Таблица 1
3.2. Исходные данные
Параметры |
Забой |
19-01 |
|
Сменная добыча Асм, т |
1045 |
Продолжительность смены Тсм, ч |
6 |
Длина очистного забоя Lоз, м |
200 |
Вынимаемая мощность пласта m, м |
1,68 |
Плотность угля в целике γц = т/м3 |
1,28 |
Насыпная масса угля γ, т/м3 |
0,85 |
Сопротивление угля резанию Ар, Н/мм |
100 |
Угол падения пласта β, град |
10 |
Тип механизированного комплекса |
КМ-138 |
Тип комбайна |
МВ-11 |
Ширина захвата В, м |
0,63 |
Коэффициент машинного времени км |
0,45 |
Тип скребкового конвейера |
«Анжера-26» |
Скорость цепи конвейера Vк, м/мин |
66 |
Рис.1. Технологическая схема транспорта
3.3. Анализ схемы и средств транспорта шахты
При данной схеме транспорта шахты «Костромовская» доставка горной массы производится: непосредственно из очистного забоя лавным скребковым конвейером «Анжера-26» на конвейерный штрек, где установлены полустационарный телескопический конвейер 2ЛТ80 в комплекте с перегружателем ПСП-26, далее горная масса транспортируется на уклонный ленточный конвейер 2ЛУ100 и по нему выдается на поверхность. Доставка людей и вспомогательных материалов осуществляется с помощью монорельсового подвесного дизелевоза DZ 66 2+2. Анализируя общешахтную схему транспорта, приходим к выводу, что данная схема транспорта относится к прогрессивным, так как на шахте применена сплошная конвейеризация от очистного забоя до поверхности.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.