Обоснование выбора конструкции призабойного участка скважины. Проектирование конструкции скважины, страница 44

10.7. Установка цементных мостов в процессе испытания объектов

Прежде, чем испытывать следующий, вышерасположенный объект, его изолируют от испытанного объекта с помощью герметичного цементного моста, предварительно заглушив испытанный объект буровым раствором применявшимся при его первичном вскрытии (свойства и состав указаны в разделе 3).  

Цементные мосты, разобщающие объекты испытания на проектируемой скважине, будут устанавливаться с помощью взрывного пакера ПВР 48, спускаемого через НКТ.

Применение взрывного пакера ПВР 48 позволяет проводить работы связанные с установкой цементных мостов без подъема НКТ, дает возможность разобщения пластов, близко отстоящих друг от друга. В комплект взрывного пакера ПВР 48 входит цементировочная желонка с принудительным вытеснением цементного раствора.

Технические характеристики взрывного пакера ПВР 48:

максимально допустимое гидростатическое давление, МПа…………………………..100

максимально допустимая температура, 0С………………………………………………200

перепад давления сверху и снизу (при трехметровом цементном мосте), МПа………35

наружный диаметр, мм…………………………………………………………………….48

длина, мм:

желонки……………………………………………………………………………….…..9900

опоры………………………………………………………………………………….….1095

емкость желонки, л/м…………………………………………………………….……….1.3

минимальный внутренний диаметр НКТ, мм…………………………………….……..62

внутренний диаметр обсадной трубы, мм:

минимальный………………………………………………………………………….…..98

максимальный……………………………………………………………………………154

масса желонки, кг…………………………………………………………………….……40

Установка цементного моста происходит по технологии показанной на рис.29.

На кабеле 1 в скважину спускается взрывной пакер ПВР 48 3 до интервала установки цементного моста, где производится его распакеровка. Затем с помощью желонки 6, спускаемой на кабеле, тампонажный раствор 7 доставляется и “выливается” на находящийся в рабочем положении ПВР 48.

По окончанию испытания скважины составляют акты о результатах исследования каждого объекта, установке цементных мостов и проверке их герметичности, о передаче скважины в эксплуатацию либо консервации ее, если площадь еще не подготовлена к эксплуатации, либо о ликвидации скважины, если результаты испытания полностью отрицательные.

11. БЕЗОПАСНОСТЬ ПРОЕКТНЫХ РЕШЕНИЙ

На Астраханском газоконденсатном месторождении (АГКМ), где заложена проектируемая скважина, объемное содержание сероводорода (H2S) в пластовом флюиде составляет до 28%, поэтому очень актуальны вопросы связанные с сероводородной опасностью и сероводородной агрессией  в процессе бурения, а также вопросы подготовки отходов бурения к их утилизации и захоронению.

Выброс сероводорода в атмосферу, как правило, приводит к тяжелым последствиям, пагубным для человека и природы,  и требует серьезных усилий для их устранения.

Там, где возможно появление сероводорода, резко повышается опасность аварийного разрушения металлических конструкций, вследствие водородного охрупчивания и связанного с ним коррозионного растрескивания.

Потенциально опасными в экологическом отношении являются скважины с наличием H2S в межколонном пространстве.

Анализируя динамику возникновения и развития  МКД на скважинах эксплуатационного фонда АГКМ необходимо отметить неуклонное повышение количества скважин с МКД. Особую тревогу вызывает ежегодный рост количества скважин с наличием в межколонном пространстве H2S (от одной скважины в 1991 году до 16 скважин в 1999 году), связанное с длительным воздействием повышенных температур, давлений, агрессивных флюидов на герметизирующие элементы устьевого оборудования и на цементный камень.

В данном разделе рассмотрены мероприятия предусмотренные на проектируемой скважине по:

нейтрализации сероводорода в буровом растворе;

предупреждению межколонных проявлений при цементировании проектируемой скважины;