10.7. Установка цементных мостов в процессе испытания объектов
Прежде, чем испытывать следующий, вышерасположенный объект, его изолируют от испытанного объекта с помощью герметичного цементного моста, предварительно заглушив испытанный объект буровым раствором применявшимся при его первичном вскрытии (свойства и состав указаны в разделе 3).
Цементные мосты, разобщающие объекты испытания на проектируемой скважине, будут устанавливаться с помощью взрывного пакера ПВР 48, спускаемого через НКТ.
Применение взрывного пакера ПВР 48 позволяет проводить работы связанные с установкой цементных мостов без подъема НКТ, дает возможность разобщения пластов, близко отстоящих друг от друга. В комплект взрывного пакера ПВР 48 входит цементировочная желонка с принудительным вытеснением цементного раствора.
Технические характеристики взрывного пакера ПВР 48:
максимально допустимое гидростатическое давление, МПа…………………………..100
максимально допустимая температура, 0С………………………………………………200
перепад давления сверху и снизу (при трехметровом цементном мосте), МПа………35
наружный диаметр, мм…………………………………………………………………….48
длина, мм:
желонки……………………………………………………………………………….…..9900
опоры………………………………………………………………………………….….1095
емкость желонки, л/м…………………………………………………………….……….1.3
минимальный внутренний диаметр НКТ, мм…………………………………….……..62
внутренний диаметр обсадной трубы, мм:
минимальный………………………………………………………………………….…..98
максимальный……………………………………………………………………………154
масса желонки, кг…………………………………………………………………….……40
Установка цементного моста происходит по технологии показанной на рис.29.
На кабеле 1 в скважину спускается взрывной пакер ПВР 48 3 до интервала установки цементного моста, где производится его распакеровка. Затем с помощью желонки 6, спускаемой на кабеле, тампонажный раствор 7 доставляется и “выливается” на находящийся в рабочем положении ПВР 48.
По окончанию испытания скважины составляют акты о результатах исследования каждого объекта, установке цементных мостов и проверке их герметичности, о передаче скважины в эксплуатацию либо консервации ее, если площадь еще не подготовлена к эксплуатации, либо о ликвидации скважины, если результаты испытания полностью отрицательные.
11. БЕЗОПАСНОСТЬ ПРОЕКТНЫХ РЕШЕНИЙ
На Астраханском газоконденсатном месторождении (АГКМ), где заложена проектируемая скважина, объемное содержание сероводорода (H2S) в пластовом флюиде составляет до 28%, поэтому очень актуальны вопросы связанные с сероводородной опасностью и сероводородной агрессией в процессе бурения, а также вопросы подготовки отходов бурения к их утилизации и захоронению.
Выброс сероводорода в атмосферу, как правило, приводит к тяжелым последствиям, пагубным для человека и природы, и требует серьезных усилий для их устранения.
Там, где возможно появление сероводорода, резко повышается опасность аварийного разрушения металлических конструкций, вследствие водородного охрупчивания и связанного с ним коррозионного растрескивания.
Потенциально опасными в экологическом отношении являются скважины с наличием H2S в межколонном пространстве.
Анализируя динамику возникновения и развития МКД на скважинах эксплуатационного фонда АГКМ необходимо отметить неуклонное повышение количества скважин с МКД. Особую тревогу вызывает ежегодный рост количества скважин с наличием в межколонном пространстве H2S (от одной скважины в 1991 году до 16 скважин в 1999 году), связанное с длительным воздействием повышенных температур, давлений, агрессивных флюидов на герметизирующие элементы устьевого оборудования и на цементный камень.
В данном разделе рассмотрены мероприятия предусмотренные на проектируемой скважине по:
нейтрализации сероводорода в буровом растворе;
предупреждению межколонных проявлений при цементировании проектируемой скважины;
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.