Электронные карты, предназначенные для работы в приемоиндикаторах GPS, выполнены, в основном, в системах WGS-84 и WGS-72, а наиболее точные морские навигационные карты для конкретных районов плавания — преимущественно в местных базах. Новые и откорректированные картриджи включают в себя информацию как о местной базе исходной морской навигационной карты, так и WGS-84. В этом случае при настройке приемоиндикатора отображение на дисплее электронных карт и результатов определения позиции по GPS могут выбираться как в местной геодезической базе, так и WGS-84 (международный стандарт).
При обращении к режиму работы с электронной картой на дисплей приемоиндикатора выводится информация об издателе морской навигационной карты, перенесенной на электронный носитель (например, NOS — National Ocean Servey — Национальная служба исследования Океана) и о геодезической основе, в которой изготовлена исходная карта.
Сообщение на дисплее CHART DATUM UNKNOWN свидетельствует об отсутствии информации о геодезической системе координат электронной карты.
Многие приемоиндикаторы GPS позволяют автоматически вносить поправки в отображение положения судна на экране дисплея с изображением электронной карты, даже если в приемоиндикаторе работа с использованной геодезической базой не предусмотрена.
Для получения поправки надо вывести судно на точку с известными координатами, произвести определение с помощью приемоиндикатора GPS и включить режим коррекции погрешности. После коррекции координаты отметки позиции судна будут совпадать с полученными с помощью приемоиндикатора координатами. Этот режим позволяет исключить все постоянные погрешности при определении координат.
Однако следует учитывать, что интервал корреляции ионосферных погрешностей составляет около 15 мин, а намеренно вводимых в код С/А GPS погрешностей (Selective Availability) —около 6 мин.
При работе с приемоиндикаторами GPS следует учитывать и систему координат, в которой выдаются результаты навигационных измерений. В настоящее время практическое применение в приемоиндикаторах получили следующие координатные системы:
— Lat/Long (Latitude/Longitude — широта/долгота);
— UTM (Universal Transverse Mercator — Универсальный поперечный Меркатор);
— TD (Time difference of arrival — разница во времени поступления сигнала);
— OSGB (Ordnance survey og Great Britan — Артилерийская топография Великобритании).
В морской навигации основное применение получила система координат Lat/Long, представляющая собой указание широты места в градусной мере, отсчитываемой от экватора на север (N) или юг (S), и долготы, отсчитываемой от начального (Гринвического) меридиана на восток (Е) или запад (W).
Система UTM в морской практике используется реже. В этой системе вся земная поверхность между 84 с.ш. и 80 ю.ш. разбита на 60 зон по 6 градусов каждая. Местоположение судна в этой системе описывается тремя элементами: зоной нахождения, восточным и северным удалениями (в метрах) на координатной сетке.
Так, например, координаты судна на дисплее приемоиндикатора в этих системах будут представлены в виде:
Таблица 3
Координатная система Lat/Lon |
Координатная система UTM |
|
град/мин/сек |
град/мин |
|
43 09 00 N |
43 09.000 N |
11 4 23 818 Е |
131 53 00 Е |
131 53.000 E |
37 74 624 N |
Система координат TD вошла в морские карты, когда были введены в эксплуатацию навигационные системы Лоран, и представляет собой сетку линий положений (LOP) на которых нанесены временные задержки прихода импульсов от станций системы Лоран.
Другие системы (например OSGB) могут использоваться совместно с навигационными картами, выпущенными в других геодезических базах, отличных от WGS84 или WGS72.
Для удобства работы с морскими картами выбор геодезических баз и координатных систем осуществляется оператором через вспомогательные меню приемоиндикатора GPS.
2. Судовой приемоиндикатор GPS CTM-950G
Судовой приемоиндикатор GPS CTM-950G выпускает фирма ECHOTEC (США). Выпускается также навигационный дисплей (плоттер) СТМ‑950, который можно использовать как совместно с приемниками GPS, так и приемниками сигналов других навигационных систем (LORAN-C, SATNAV, DECCA, OMEGA).
Приемоиндикатор CTM-950G имеет режим работы с электронными картами, что дает возможность решать задачи безопасного судовождения быстро и легко на экране дисплея. Прибор СТМ‑950/950G показывает с высокой точностью позиции судов, скорость, направление, курс и траекторию. Траектории могут быть запомнены, вызваны из памяти и нарисованы в любое время.
2.1. Основные технические характеристики
Количество каналов приема – 6;
Форматы ввода – NMEA-0183, NMEA-0182, Furuno CIF, Taiyo, Trimble, Koden 757, 717 и др.;
Форматы вывода – NMEA-0180 (XTE), NMEA-0183 (XTE, BOD, BWR, GLL, APA, APB, VTG);
Среднеквадратическая погрешность определения координат – 15 м;
Время, необходимое для начала работы – 3…7 мин.,
Вывод данных в рабочем режиме – ежесекундно;
Максимальная измеряемая скорость – до 400 узлов;
Напряжение питания – 10…35 В постоянного тока;
Потребляемая мощность – 14 Вт;
Размер экрана – 23 см;
Количество элементов разрешения – 680х512;
Габаритные размеры – 34х20х25 см;
Вес – 3,5 кг;
Длина соединительных кабелей – до 15 м.
Внешний вид передней панели плоттера CTM-950 приведен на рис. 2.1.
Рис. 2.1
2.2. Работа с приемоиндикатором
2.2.1. Включение. Быстрая проверка
Перед включением приемоиндикатора необходимо убедиться, что он подсоединен к источнику постоянного тока (напряжением 10…35 В, с соблюдением полярности) и к навигационным приборам. Это может быть приемник GPS типа GP8 (или приемник GPS другого типа), приемник сигналов РНС LORAN-C, DECCA, OMEGA.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.