Судовая аппаратура среднеорбитальной спутниковой радионавигационной системы GPS: Учебное пособие, страница 5

$LCGGA,hhmmss.ss,lll.ll,a,yyyyy,a,x,xx,x.x,x.x,M,x.x,M,x.x,xxxx*hh<CR>

1 —время определения координат;

2‑3 —широта точки назначения N или S;

4‑5 —долгота точки назначения E или W;

6 —индикатор качества определения по GPS:

0= определение невозможно или сомнительно;

1= нормальное определение;

3= определение по DGPS;

7 —число используемых спутников;

8 —HDOP;

9-10 —высота антенны над уровнем моря и единицы измерения;

11-12 —значение и единицы измерения разницы между эллипсоидом WGS84 и средним уровнем моря (геоидом);

13 —время в секундах от последней поправки по DGPS;

14 —идентификатор станции, передающей дифференциальные поправки.

RMB

     1    2     3     4          5            6           7          8            9       10      11      12     13   14 

$GPRMB,A,X.XX,L,CCCC,CCCC,DDMM.SS,N,XXXXX.XX,W,XXX.X,XXX.,XX.X,A*XX<CR>

1 —статус (А= действительно; V= недействительно);

 2‑3 —XTE, морские мили и направление управления (L или R);

4 —идентификатор текущей точки назначения;

5 —идентификатор точки назначения;

6‑7 —широта точки назначения (N или S);

8‑9 —долгота точки назначения (Е или W);

10 —расстояние от текущей позиции до конечной точки назначения в морских милях;

11 —истинный пеленг от текущих координат в точку назначения;

12 —скорость в узлах в точку назначения;

13 —14 —контрольная сумма.

RMC

                       2           3       4                           7                    9      10   11 12 

$LCRMC,XXXXXX,A,XXXX.XX,N,XXXXX.XX,W,XX.X,XXX.,XXXXXX,XX.,E*XX<CR>

1 —время, UTC

2 —статус (А= действительно, V= недействительно);

3‑4 —широта, N или S;

5‑6 —долгота, E или W;

7 —скорость относительно грунта, узлы;

8 —курс относительно грунта;

9 —дата (день/месяц/год);

10 —магнитное склонение, градусы;

11 —направление склонения, E или W;

12 —контрольная сумма.

VTG

                                1      2        3            4          5        6         7           8 

$GPVTG,XXX.,T,XXX.,M,XX.X,N,XX.X,K<CR>

1‑2 —истинный курс, градусы;

3‑4 —магнитный курс, градусы;

5‑6 —скорость, узлы;

7‑8 —скорость, км/час.

Для обеспечения дальнейшей эксплуатации существующего на судах парка радио- и электронавигационного оборудования в современных приемоиндикаторах GPS предусмотрены, как правило, возможности обмена навигационной информацией и в используемых ранее форматах. При подключении к приемоиндикатору других приборов необходимо:

·  выяснить полную структуру их сигналов обмена;

·  сопоставить с форматами, представляемыми для использования приемоиндикатором;

·  установить программно или с помощью дополнительных интерфейсов полное соответствие сигналов обмена.

1.4. Особенности использования морских

навигационных и электронных карт при работе

с приемоиндикаторами GPS

Высокая точность определения координат судна с помощью приемоиндикаторов GPS (особенно при работе в дифференциальном режиме) не может быть реализована без учета геодезической основы и системы координат, в которой составлены морские навигационные и электронные карты.

Морские навигационные карты, выпускаемые в России, составлены в Пулковской системе координат 1942 г. или в геодезической системе SGS-90, в США — преимущественно в системе WGS-84 или WGS-72, в других странах мира — в местных геодезических системах, принятых в этих странах.

В приемоиндикаторах GPS предусмотрен выбор той или иной геодезической системы (кроме геодезических систем, принятых в России). В ряде современных приемоиндикаторов предусмотрена возможность пересчета результатов навигационных определений в более 170 местных геодезических  систем.

Использование разных геодезических основ объясняется тем, что наименьшие погрешности (в частности, при нанесении береговой черты на картах) могут быть получены лишь при местных системах, привязанных к разным территориям Земного шара.

Для примера в табл.2 приведены районы применения некоторых геодезических систем.

Таблица 2

Обозначение

геодезической системы

Страны и территории применения

SGS-90

Россия, страны СНГ

 WGS84               

Страны, использующие  СНС GPS    

 WGS72               

Страны, использующие СНС

“Транзит”

 TOKYO               

Япония, Корея и Окинава        

 NAD27               

Северная Америка               

 EUROP               

Европейские страны             

 AUS84               

Австралия и о. Тасмания         

 NAD83               

Аляска, Канада, Мексика,       

Центральная Америка            

 ASTRO               

Антарктида                     

 HU-TZU-SHAN         

Тайвань                        

Перенос данных, полученных с помощью приемоиндикатора GPS в базе WGS-84, на морские карты в случае различия их геодезической основы приводит к погрешностям прокладки.

Дополнительные возможности по обеспечению решения штурманских задач появились с введением в современные приемоиндикаторы GPS режима работы с электронными картами. Электронные карты не заменяют морские навигационные карты, однако их совместное использование облегчает работу штурмана.

Носителями данных электронных карт являются постоянные запоминающие устройства приемоиндикаторов или сменные картриджи, устанавливаемые с передней панели приемоиндикатора.