Сенсорные приемоиндикаторы конструктивно выполняются в виде печатной платы небольшого размера с возможностью встраивания в аппаратуру различного назначения. Эти приемоиндикаторы выполняют роль датчиков радионавигационных или навигационных параметров. Некоторые сенсорные приемоиндикаторы встраиваются в ПЭВМ, которая с помощью специальной программы решает задачу вторичной обработки информации. При подключении источника питания и дисплея сенсорные приемоиндикаторы преобразуются в приемоиндикатор, функции которого идентичны с приемоиндикатором, предназначенным для стационарной установки.
1.3. Особенности размещения судовых приемоиндикаторов
и сопряжения с другими навигационными средствами
Для уверенного приема сигналов навигационных спутников и обеспечения электромагнитной совместимости с другим радиоэлектронным оборудованием антенну приемника GPS устанавливают на высшей точке судна, где гарантируется минимальное время прерывания связи со спутником и обеспечивается максимальный обзор над горизонтом.
Вариант взаимного размещения судовых антенн и антенного поста приемника спутниковой навигационной системы показан на рис.1.
Дисплей приемоиндикатора располагается в любом удобном для оператора месте, но на расстоянии от магнитного компаса не менее указанного в документации.
Для сопряжения приемоиндикаторов GPS с другими навигационными приборами (плоттерами, РЛС, эхолотами и т.д.), средствами управления движением судна и автоматизированной радиосвязи в состав оборудования вводятся интерфейсы, формирующие сигналы обмена.
В первых разработках судового навигационного оборудования ведущие фирмы-изготовители разрабатывали свои форматы представления информации: Фуруно (Япония) — формат CIF, JRC (Japan Radio Co.,LTD) — формат JRC, Koden (Япония) — формат Koden, Shipmate (Дания) — формат Shipmate.
Рис. 1.
В настоящее время используется единый формат — NMEA (National Marine Electronic Association — Национальная морская электронная ассоциация), который представляет собой последовательность цифровых данных по параметрам движения судна.
Передача данных NMEA 0183 осуществляется 8‑ми битовыми ASCII кодами со скоростью 4800 Бод, с выходным уровнем напряжения 0—5В и периодичностью 2 секунды.
Различия в кодах определяется составом форматов NMEA:
Версия формата |
Вид сообщения |
Основное применение |
0183А |
BWC, APA, GLL, VTG |
Выносные дисплеи, устаревший формат для авторулевых. |
0183В |
RMC, RMB |
Навигационные данные для электронных карт, рекомендованные NMEA. |
0183С |
APB, GGA, BWC, VTG, GLL |
Новый формат для авторулевых, данные о спутниках. |
В сообщениях формата NMEA передается следующая информация:
— АРА: ошибка авторулевого (XTE - Cross Track Error), заданный курс, статус GPS, статус маршрута, название точки назначения, пеленг на нее (старый формат);
— APB: дополнительно к составу данных APA приводится курс для выхода в точку назначения, пеленг в точку назначения из текущих координат (магнитный или истинный);
— BWC: расстояние и пеленг на путевую точку;
— GGA: координаты GPS, время, качество определения координат, количество задействованных спутников, HDOP (горизонтальная потеря точности), исходная дифференциальная информация, срок поступления данных;
— GLL: рассчитанные по GPS широта и долгота, время определения координат;
— RMB: статус данных, XTE, направление управления, начальная точка, точка назначения, пеленг и скорость выхода в точку назначения;
— RMC: время, широта, долгота, скорость и курс относительно грунта, дата;
— VTG: магнитный и истинный курс, скорость относительно грунта (в узлах и км/ч).
На дисплее приемоиндикатора сообщение GLL в формате NMEA 0183 будет выглядеть следующим образом:
1 2 3 4 5 6 7
$GPGLL,DDMM.mm,H,DDDMM.mm,H,hhmmss,A*BB<CR>,
например:
$GPGLL, 4728.31, N, 12254.25, W, 091342,A* 21<CR>
$ – символ начала сообщения;
GP – источник навигационной информации (в данном случае, система GPS);
GLL – вид сообщения;
4728.31,N – 47 градусов, 28,31 минут северной широты;
12254.25,W – 122 градуса, 54,25 минут западной долготы;
091342 – 09 часов, 13 минут, 42 секунды (время определения, UTC);
А* – данные действительны (определены с заданной точностью);
21 – контрольная сумма;
<CR><LF> – конец сообщения.
Аналогично отображаются на дисплее и другие сообщения:
APA
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
$GPAPA,A,A,X.XX,L,N,A,A,XXX,M,CCC<CR><LF>
1 —пропадание сигнала и отношение сигнал/шум (А‑ действительно, V‑ недействительно);
2 —блокировка цикла (А ‑ действительно, V ‑ недействительно);
3…5 —XTE, направление управления (L‑ влево, R‑ вправо) в морских милях;
6…7 —вход в зону допустимого отклонения от установленного курса, сигнализация выхода на рекомендованный курс в точку назначения;
8…9 —магнитный пеленг от текущей точки на точку назначения;
10 —идентификатор точки назначения.
BWC
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
$GPBWC,XXXXXX,XXXX.XX.N,XXXXX.XX,W,XXX.,T,XXX.,M,XXX.X,N,CCCC<CR>
1 —время определения пеленга;
2‑3 —широта точки назначения N или S;
4‑5 —долгота точки назначения E или W;
6‑7 —истинный пеленг;
8‑9 —магнитный пеленг;
10-11 —расстояние в морских милях;
12 —идентификатор точки назначения.
GGA
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.