Департамент Морского Транспорта России
Новороссийская Государственная Морская Академия
Факультет Военного Обучения
Выполнил: курсант 341 взвода Хазов Д.С.
Для определения местоположения судна надо знать не только судовое время, но и время, соответствующее исходному меридиану, за который был принят Гринвичский меридиан. Для многих поколений моряков эта задача была практически неразрешимой, так как для измерения времени пользовались песочными часами.
Галилео Галилей предложил свой способ определения долготы — по наблюдениям за четырьмя спутниками Юпитера и расчетам исходного времени с помощью специальных таблиц. Для этого на каждом судне должен быть телескоп с целью наблюдения затмений спутников — в этом была ошибка великого ученого. На зыбкой палубе корабля телескоп становится бесполезным предметом. Невозможность точных наблюдении с палубы корабля мешала осуществлению и многих других научных идей.
Когда голландский ученый и специалист по часовому делу Христиан Гюйгенс изобрел маятниковые часы, казалось, что проблема определения долготы решена — специально сконструированные часы должны были хранить на судне время исходного меридиана. Но и эту идею осуществить не удалось. Если на берегу часы Гюйгенса вели отсчет времени с высокой точностью, то в судовых условиях качка, большие колебания температуры и повышенная влажность приводили к сбоям в работе самых точных механизмов.
В 1714 году в Великобритании была обещана приличная денежная премия за решение задачи по определению долготы с точностью до половины градуса. Было организовано специальное бюро долгот, которое рассматривало все предложения по этому вопросу. Идеей создания мелких часов заинтересовался часовщик Джон Гаррисон, который через шесть лет представил в бюро долгот огромные часы массой более тридцати килограммов, и которых вместо маятника были установлены два больших балансирных колеса, качающихся навстречу друг другу. Отклонение одного балансира под действием качки немедленно компенсировал второй балансир. Особое устройство компенсировало колебания температуры. На четырех циферблатах стрелки часов отсчитывали секунды, минуты, часы и сутки. Испытания часов на барже показали их высокую точность, что было подтверждено сертификатом, подписанным пятью членами Королевского общества.
В качестве премии Гаррисон получил небольшую сумму для продолжения работ. Через два года он создал второй вариант морских часов массой почти пятьдесят килограммов, следом родился третий вариант, который также был отклонен членами Бюро долгот.
В 1759 году, когда Гаррисону было около семидесяти лет, долгожданный хранитель времени был готов. По внешнему виду это были обычные карманные часы диаметром около двенадцати сантиметров с секундной, минутной и часовой стрелками. Многочисленные оси часов вращались в рубиновых и алмазных подшипниках, циферблат, покрытый белой эмалью, был украшен изящной росписью. В изготовлении часов Гаррисону помогал его сын Уильям.
В ноябре 1761 года часы были доставлены на борт корабля "Депт-форд", который отправлялся через остров Мадейру на Ямайку. Часы были заперты в ящике под четырьмя замками, а показания должны были снимать одновременно четыре владельца ключей: Уильям Гаррисон, губернатор Ямайки, капитан судна Диггс и его старший помощник. Море штормило, небо было скрыто в низких тучах — океан создал для испытания самые сложные условия.
С каждым днем плавания расчеты долготы, производимые капитаном, все больше расходились с расчетами по часам. Капитан Диггс был в явном смятении, но все же менял курс по расчетам с часов. Мадейра появилась на горизонте точно в расчетное время — детище всей жизни Джона Гаррисона успешно прошло испытания.
На этом мытарства великого часовщика не закончились: были назначены новые испытания на корабле "Тартар"; пришлось потратить еще три года на изготовление нового варианта часов. К счастью Гаррисона, часами заинтересовался король Великобритании Георг III, который принял личное участие в десятинедельном испытании.
Только в 1772 году изобретатель получил заслуженную премию. Дело всей его жизни получило признание, были созданы точнейшие морские часы — хронометр.
Капитаны парусников поняли всю важность хронометров для безопасности плавания, а многие часовые мастера занялись их изготовлением. Появились хронометры француза Пьера Леруа и швейцарца Берту. Суда уходили в океан и проводили испытания новых часов.
Когда в 1834 году маленький английский барк "Бигль", на борту которого находился молодой Чарльз Дарвин, уходил в экспедицию, капитан судна взял с собой двадцать четыре хронометра. В ходе длительного плавания было установлено, что ошибки хронометра не превышали тридцати трех секунд за год.
В середине XIX века уже никто не сомневался в пользе хронометров, и многие капитаны совершенствовали способы определения местоположения судна в океане. Мореходная астрономия стала к этому времени самостоятельной наукой, но методы определения координат судна по-прежнему оставались громоздкими и неудобными. Определять широту и долготу в любое время суток еще не умели. Хронометр позволял определять долготу в любое время суток, но для этого надо было знать широту местоположения судна и высоту солнца. И если в океане серые, затянутые облаками дни сменялись непроглядными ночами, задача становилась неразрешимой.
Хронометр и компас еще не обеспечивали полностью безопасного плавания. Для определения места судна нужен был прибор, позволяющий точно измерять высоту небесных светил над горизонтом.
Древние мореплаватели находились в замкнутом круге: для плавания в открытом море нужны были карты, а для составления карт надо было уходить в море. Страх перед открытым океаном долгое время удерживал моряков вблизи берегов. Над ними довлели и фантастические представления об устройстве мира.
Гомер и его современники представляли себе Землю плоским диском с легко приподнятыми краями, окруженными рекой Океан. В центре Земли находилась Тамасса (Средиземное море), которая была связана проливом с Понтом Эвксинским (Черным морем). Океан замыкал пределы Земли и служил опорой прозрачному небесному своду. Там, где небо соединялось с водой, царил хаос, в котором зарождались мрак и ужас.
Надо было обладать огромным мужеством, чтобы решиться отправиться на хрупком древнем суденышке в царство хаоса и мрака.
Первые попытки составить научную карту предпринял греческий философ Анексимандру, но его труды не сохранились, поэтому самой ранней из существующих карт считается карта греческого историка Гекатея, составленная им в конце VI — начале V веков до новой эры. Карта в общих чертах повторяла представление Гомера о мире как о плоском диске, окруженном океаном. Но на карте уже появились признаки Красного моря и Персидского залива, а также Гибралтарский пролив.
В V веке до новой эры историк Геродот в своей карте значительно расширил пределы суши, выделив три материка — Европу, Азию и Ливию, омываемых тремя океанами: на западе — Атлантическим, на юге — Австралийским и Эритрейским. Южное побережье Европы на карте Геродота уже напоминает современное, а на западе за проливом появились острова (Великобритания).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.