Меркаторская проекция равноугольна — это значит, что локсодромия, изображающая курс корабля, будет прямой, пересекающей все меридианы под одинаковыми углами. Это ценнейшее свойство меркаторских навигационных карт, по которым все курсы корабля и направления на различные предметы, то есть пеленги, можно вычерчивать с помощью линейки, карандаша и транспортира. Таким образом, штурман получает возможность прочерчивать курсы и пеленги, то есть вести прокладку, тщательно контролировать движение корабля, определяя его положение на карте, решать различные задачи навигационного характера.
Шли годы, и становилось очевидным, что составлением и печатанием морских карт должны заниматься специальные организации, располагающие всем необходимым для детального обследования морей и океанов. Так родилась новая наука — гидрография, а в течение XVIII и XIX веков во всех крупных морских державах были созданы специальные гидрографические службы.
В России планомерные гидрографические исследования начались в XVIII веке в Петровский период. Для обеспечения перехода кораблей, построенных в Воронеже, в устье Дона были произведены съемка очертаний берегов и промер глубин, что обеспечило успешное завершение операции. В 1699 году во время похода русского флота из Азова в Керчь производился морской промер. На основании этих гидрографических исследований были изданы атлас карт реки Дон и две карты Азовского и Черного морей. Всеми гидрографическими работами руководил лично Петр I, а в 1718 году все дела гидрографии были переданы в ведение Адмиралтейства. Поначалу карты были рукописными, а в 1714 году появились первые гравированные карты. Руководил всеми картографическими делами капитан флота А. И. Нагаев, который вместе с инженером Люберасом в 1739—1741 годах обследовал и описал северный берег Финского залива с бесчисленными островами и проливами между ними. Производились систематические съемки и описания береговой черты Балтийского моря, по результатам которых был составлен первый атлас и лоция Балтики. Большие гидрографические исследования были проведены русскими моряками и гидрографами в районах Северо-Восточной Сибири и Алеутских островов.
Современная морская карта содержит практически все сведения, необходимые штурману для обеспечения безопасного плавания. Большое количество информации, сосредоточенной на карте, потребовало разработать целую систему условных обозначений. Некоторые знаки и обозначения заимствованы из старинных карт: мели и рифы (подводные препятствия) обозначают крестиками, как это делали испанцы в первой половине XVI века; рельеф дна изображают с помощью изобат, проходящих через места с одинаковой глубиной — впервые этот способ был применен в 1737 году французским гидрографом Бюашем.
На картах нанесены цифры глубин, а между ними проставлены буквы, характеризующие грунт: Г — гравий, мП — мелкий песок, Гл — глина, срИ — серный ил. Если у знака рифа или затонувшего корабля стоят буквы ПС — то положение сомнительно. На картах указаны и средства навигационного ограждения: вехи, буи, береговые знаки и маяки. Каждый квадратный сантиметр карты может выдавать штурману советы, рекомендации, предупреждения. Перед выходом в рейс судно получает комплект морских карт, необходимых для будущего плавания.
Самая точная карта может дать ошибочную информацию, если ее своевременно не корректировать, так как на море постоянно происходят какие-то изменения: сооружаются новые маяки, появляются не обозначенные ранее отмели, волны разрушают ограждающие знаки на рифах, затонувшие корабли становятся опасными препятствиями.
Первые морские карты никто не корректировал, изменения накапливались годами, и учитывали их только при переиздании карт.
В 1839 году Гидрографический департамент Морского Министерства России издал первый официальный информационный сборник с очень длинным названием "Известия о переменах по лоции, собранные из сведений, имеющихся в Гидрографическом департаменте Морского Министерства, и из объявлений, напечатанных в иностранных журналах". В 1855 году название заменили коротким — "Лоцманские заметки". С 1913 года было введено новое название, соответствующее сущности и назначению информации и сохранившееся до наших дней — "Извещения мореплавателям". Это еженедельные сборники навигационной информации по всем морям и океанам, в которых за год набирается до восьми тысяч конкретных сообщений. Получая короткие, но подчас очень важные сообщения, штурманский состав судов вносит необходимые изменения на карты.
Уже древние мореплаватели столкнулись с задачей определения глубин моря, так как поняли, что судно, оказавшееся на мели, становится легкой добычей океана, особенно в штормовых условиях. Когда суда ходили вдоль берегов, было достаточно шеста, которым измеряли глубину, стоя на носу судна. Потом появился простейший навигационный прибор - ручной лот, представлявший собой канат с прикрепленным к нему грузом. Ручной лот просуществовал тысячелетия и использовался на судах даже в XVIII— XIX веках. Это была свинцовая гиря с лункой для сала, на которое налипали образцы грунта, и лотлинь — тонкий канат, разбитый марками на сажени и футы.
В экспедициях Д. Кука и И. Ф. Крузенштерна глубины измеряли матросы-лотовые, которые стояли на русленях — небольших площадках по бортам судна. Набрав лотлинь на левую руку, правой он забрасывал гирю по ходу судна вперед. Когда гиря касалась дна и лотлинь становился вертикально, матрос по марке на уровне воды громко выкрикивал глубину. Так измеряли глубину и зондировали дно на сравнительно мелководных местах. Для измерения больших глубин при гидрографических исследованиях применяли диплот с грузилом массой около тридцати килограммов. Грузило подвешивали к шлюпбалке, а лотлинь разносили по палубе, затем грузило сбрасывали в воду, и оно увлекало за собой канат.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.