Развитие навигации на морском флоте

Страницы работы

Содержание работы

МИНИСТЕРСТВО МОРСКОГО ТРАНСПОРТА Р.Ф.

НОВОРОССИЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МОРСКАЯ АКАДЕМИЯ.

КАФЕДРА ВМО.

РЕФЕРАТ.

ТЕМА: РАЗВИТИЕ НАВИГАЦИИ НА МОРСКОМ ФЛОТЕ.

          Выполнил: к-т 341 гр. Мельников Д.В.

Проверил: кап. 2-го ранга Осокин М.Ю.

г. Новороссийск 2000г.

Начало морской навигации теряется в глубокой древности. Отважные плавания в очень давние времена совершили не только египтяне и финикийцы, но и народности, стоявшие на более низкой ступени культурного и экономического развития.

          По современным воззрениям, папуасы, населяющие острова Океании, и индейцы, расселившиеся в Америке, происходя от выходцев из Азии, за 15-20 веков до н.э. начали миграцию за океан.

          Какими навигационными методами пользовались эти древние народности? Конечно, не может быть речи о применении каких-либо приборов для измерения пройденного расстояния или определения курса. Однако можно полагать, что первые мореплаватели уже пользовались антретными (глазомерными) определениями в пределах видимости берегов, а в открытом море ориентировались по небесным светилам.

          У микронезийцев и полинезийцев, поселившихся в начале нашей эры на островах Тихого океана, находили «морские карты» в виде каркаса из деревянных палочек или черенков пальмовых листьев, на которых были закреплены раковины, изображавшие острова. Масштабность на этих картах не соблюдалась, но относительное расположение архипелагов, направление господствующих течений, ветров и фронта волн у островов обеспечивали грубую ориентировку.

          Дальнейшее развитие методов навигации находится в тесной связи с изобретением и применением различных средств судовождения.

          Для определения места судна с помощью счисления пути необходимы были средства для измерения пройденного судном расстояния и направления его движения.

          Долгое время для определения скорости судна и пройденного расстояния пользовались способом «голландского лага», когда с крамбола бросали в воду плавающий предмет и замечали время, за которое он проходил мимо двух наблюдателей, стоявших на известном расстоянии друг от друга. Время оценивалось с помощью водяных или песочных часов или даже скандированием мерным голосом стихов или молитв.

          Использование лага в виде деревянного сектора, выбрасываемого за борт на лаглине, длина которого, вытравливаемая при движении судна, давала суждение о скорости судна, началось лишь с конца XVI века. В XVII веке появились механические лаги, действовавшие с помощью вертушек различного устройства, но в начале они не давали большой точности показаний. Изобретенный в первые годы XIX в. винтовой лаг Э. Массея медленно совершенствовался. Поначалу он был очень неудобен, так как для производства отсчетов его приходилось выбирать из воды. Только в 1878 г. Уокером был создан гакабортный лаг «Черуб», свободный от многих указанных недостатков.

          Для курсоуказаний издавна стали применять магнитную стрелку. Встречающиеся в литературе сообщения о том, что европейские мореплаватели позаимствовали магнитный компас у китайцев в XIV в. после путешествия Марко Поло или через арабов, ошибочны. Скандинавы пользовались магнитной стрелкой уже в XI в., а французский поэт Гийо де Прованс упоминал о нем в 1200 г. Де Марикур в “Epistola da magnete” (1269 г.) сообщает о применении визиров для пеленгования. Картушка появилась в начале XIV в. (Флавино Джойа). Приписываемое Колумбу открытие склонения также не обосновано. Девиация была известна Дж. Смиту (1627 г.). Однако существенное развитие компасного дела и усовершенствованию магнитного компаса лишь к концу XIX в.

          Вместе с развитием средств и методов счисления начали решаться и простейшие задачи мореходной астрономии для уточнения данных, получаемых по счислению. Правда, определение долготы представляло для мореплавателя непомерно большие трудности из-за отсутствия хронометров. Однако определение широты по меридиальной высоте Солнца днем и по высотам Полярной и других звезд ночью, даже с помощью таких грубых и не приспособленных к работе на качающейся платформе инструментов, как градшток, астролябия и ноктурналий, обеспечивало проверку счисления. Арабский исследователь Ахмед Иби Маджид, бивший лоцманом у Васко де Гама при переходе Индийского океана, в следующих словах рисует совокупность морских познаний, требовавшихся в его время.

          «Запомни, - пишет он, - о ты, желающий научится, что моряк должен знать многое. Пойми это. С самого начала ему следует иметь познания в фазах луны, о румбах, путях, расстояниях… Он должен уметь определять высоту звезд, знать признаки пути в порт, время вхождения  Солнца и Луны в знаки Зодиака, ветры и муссоны… Нужно, чтобы моряк знал час и место восхода созвездий и равноденствия, способ определять высоту звезды и устройства прибора, восхода и заката звезд, их координаты, расстояния от экватора и полюса, пути, которыми они идут. Ему должны быть известны все побережья, их пристани и признаки пути к ним, также как строение морского дна; растения, встречаемые на водной поверхности, морские змеи, рыбы, травы, изменения цвета воды, приливы и отливы; острова во всех направлениях…»

          Накопление гидрографических и судоводительских знаний порождало естественное стремление закрепить приобретенный опыт. Это стремление получило выражение в составлении руководства для плавания, лоций, морских карт и других мореходных пособий.

          Древнейшей из дошедших до нас лоций был труд грека Скилака «Перипл», написанный, вероятно, в начале VI в. до н.э. «Перипл» дает сведения о расстояниях между портами, о якорных местах, навигационных опасностях, оборудовании портов и т.п.

          Несколько иной характер носит описание плавания, совершенного в IV в. до н.э. Пифеем из Массилии. Начатое в Средиземном море, оно было доведено до берегов Англии и Шотландии, включало обследование Норвежских фиордов и устьев рек северо-западной Германии и описывало легендарную страну полуночного Солнца-Туле, под которой, следует подразумевать Исландию.

          Плиний старший (23-79 гг. н.э.), как известно, бывший и флотоводцем, в свою знаменитую «Естественную историю» включил и материалы по лоции.

          В дальнейшем многочисленные лоции появляются в большинстве европейских стран, французы и англичане выпускают «дорожники» и «морские путеводители», составляются лоции арабами и китайцами в XIV-XV вв.

          Одновременно с появлением лоций мореплаватели стали пользоваться морскими картами. Хотя подлинник до нас не дошел, но известно по более поздним источникам о составлении морских карт Марином Тирским (II вв. н.э.). Также не дошли до нас морские карты позднего времени (III-XI вв. н.э.) европейских, арабских и китайских мореплавателей. Однако в существовании их не приходится сомневаться, так как они должны были создать основу к составлению на рубеже XIII и XIV вв. весьма совершенных для своего времени морских карт-портоланов.

Похожие материалы

Информация о работе