ПОРТ ТРИПОЛИ, являющийся крупнейшим портом Ливии, сооружен в бухте, ограниченной с W широким низким скалистым полуостровом, который оканчивается мысом Рас-эз-Зур.
К О и W от порта Триполи на значительном протяжении берег окаймлен скалами и рифами, простирающимися примерно на 5 кбт от него. От Главного мола почти на 3 мили к N0 параллельно берегу, в расстоянии около 1 мили от него, тянутся рифы Рас-эз-Зур и Калиуша, разделенные глубоким проходом. Изобата 20 м проходит в небольшом расстоянии мористее указанных рифов; за пределами изобаты 20 м опасностей нет; глубины увеличиваются постепенно, достигая 100 м в 8 милях от берега. Грунт на подходе к порту преимущественно песок; ближе к берегу встречается скала.
Порт защищен двумя молами: Главным и Караманлы. Большая часть портовых сооружений расположена на северо-западной стороне порта у Главного мола.
Порт доступен, по сведениям 1970 г., для судов с осадкой до 8,3 м (по сведениям американской лоции изд. 1971 г.,—до 6,8 м). Суда с большей осадкой должны становиться на якорь на открытом внешнем рейде, который находится мористее порта и простирается к N от Главного мола.
Вход в порт расположен между оконечностями Главного мола и мола Караманлы; ширина его около 300 м. В плохую погоду заходить в порт не следует. Во входе лежат остатки затонувших судов, между которыми имеется судоходный проход, огражденный буями.
Основные причалы порта Триполи, доступные для стоянки больших судов, расположены с внутренней стороны Главного мола и мола Караманлы. Имеется 10 причалов в северо-западной части порта и 4 причала у мола Караманлы.
Границы порта проходят по меридианам: на западе - 13°08'00'' воcт. долг.; на востоке - 13°15'30" вост. долг. Со стороны моря, граница порта совпадает с границей территориальных вод.
Приметные пункты. Город Триполи виден с моря издали; его белые здания выделяются на фоне богатой растительности. К W от города местность песчаная и бесплодная, но к S и О от него раскинулись густые пальмовые рощи, между которыми находятся селения.
Ориентиром для подхода к порту Триполи является горный хребет Джебель-Тархуна, расположенный в 28 милях к SSO от него и открывающийся с большого расстояния.
В городе Триполи приметны следующие сооружения. Вблизи основания Главного мола находится окрашенная в светло-желтый цвет водонапорная башня высотой 45,7 м, на которой зажигается заградительный авиационный огонь. В 1,3 кбт к SO от водонапорной башни находится колокольня церкви Санта-Мария-дельи-Анджели высотой 40,5 м. В 3 кбт к OSO от церкви стоит замок высотой 46 м с двумя флагштоками (он является самым древним зданием в старом городе). В небольшом расстоянии к SW от замка расположена мечеть, минарет которой выделяется среди многочисленных минаретов других мечетей. В 0,5 кбт к NNW от указанного минарета стоит башня с часами. В 4 кбт к SO от замка находится собор высотой 46 м с восьмигранным куполом и колокольней высотой 60 м. В 2,3 кбт к SO от собора расположен большой дворец.
В 3 кбт к NW от собора находится небольшая башня, окрашенная красными и белыми горизонтальными полосами, а в 1,2 кбт к WNW от него стоит радиомачта, на которой зажигаются заградительные авиационные огни. В 2 милях к SSO от собора установлены четыре радиомачты; на них также зажигаются заградительные авиационные огни.
В 3 кбт к N0 от собора находится отель, над которым возвышается белая четырехгранная башня высотой 37,5 м. В 8,5 кбт к ONOот указанной башни восточнее мола Карамаилы стоит большое административное здание. (Все высоты объектов приведены от уровня моря.)
Радиомачта, на которой зажигаются заградительные авиационные
5 огни, находится в 13 милях к S от мыса Рас-эз-Зур.
Молы и светящий знак Рас-эз-Зур с пассивными радиолокационными отражателями, выставленный на рифе у входа в порт, являются хорошими радиолокационными ориентирами.
Глубины и грунт. Глубины в большей части акватории порта 5—10 м; южная часть порта окаймлена отмелью с глубинами менее 5 я и шириной 1,5-2,5 кбт. Местами, в том числе у основных причалов, были произведены дноуглубительные работы (1971 г.). Грунт в порту в основном мел-кий песок, ил и водоросли. Под толстым слоем этого грунта залегают
твёрдые породы: песчаник и твёрдый коралл. В тех местах, где производилось дноуглубление, слой мягкого грунта тоньше и поэтому якоря держит плохо.
Гидрометеорологические сведения. Весной и летом в районе порта Триполи господствуют северо-восточные ветры; весной также часты северо-западные ветры, а летом — восточные.
Очень сильны ветры, дующие из пустыни.
Осенью и зимой преобладают северо-западные и западные ветры; они нередко бывают сильными. В это время года также часты юго-западные ветры.
В декабре и феврале скорость ветра иногда достигает 30—35 м/сек.
Плохая видимость бывает особенно часто при ветрах юго-восточной четверти; иногда видимость уменьшается до 300 м.
Средняя величина сизигийного прилива 0,3 м. Течение мористее порта Триполи (в значительном расстоянии от него) обычно идет на SO со скоростью 0,5—1 уз. Весной и летом при господствующих северо-восточных ветрах оно иногда имеет противоположное направление.
При северо-западных штормовых ветрах поперек входа в порт наблюдается сильное течение: скорость его может быть больше 3 уз. В районе входа в порт встречаются водовороты и буруны.
На подходах к порту Триполи часто наблюдаются миражи, при которых нарушается представление о действительном расстоянии от судна до берега. Во время южных и юго-западных ветров берег кажется ближе, чем он есть на самом деле, а во время восточных и юго-восточных ветров — дальше.
Лоцманская служба. При входе в порт Триполи и выходе из него лоцманская проводка обязательна для всех судов. Вызов лоцмана производится обычными сигналами по Международному своду сигналов. Связь осуществляется по УКВ. Лоцманское судно представляет собой катер, корпус которого окрашен в серый цвет, а труба — в желтый.
Лоцман обычно встречает суда в 5 кбт мористее рифов Рас-эз-Зур и Калиуша, но в штормовую погоду он не выходит за эти рифы.
Суда, прибывшие после 20 ч, должны становиться на якорь и ожидать восхода солнца. Вывод судов из порта осуществляется до 24 ч.
Портовые средства и оборудование. В порту имеются 5 буксиров мощностью от 200 до 1800 л. с., 12 лихтеров, 7 понтонов грузоподъемностью до 100 т, 2 плавучих крана грузоподъемностью 40 и 100 т и большое количество передвижных кранов грузоподъемностью 3—20 т.
Понтоны ставятся у причальной стенки, чтобы к причалу могло подойти большое судно. Часть причалов, расположенных у Главного мола, оборудована складами и железнодорожными путями. Вблизи некоторых причалов выставляются швартовные бочки. В порту установлены два самописца уровня моря.
Ремонт. В порту Триполи имеются судоремонтный завод и пять слипов, где можно произвести средний ремонт судна, включая отливку деталей весом до 50 кг.
Снабжение. Порт Триполи располагает небольшим запасом угля. 35 Жидкое топливо можно принять у нефтяного причала мола Караманлы; скорость подачи топлива 80 т/ч.
Почти на все набережные и причалы проведен водопровод. В городе можно приобрести продовольствие и предметы судового снабжения.
Таможня расположена в юго-западном углу Главного мола.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.