история навигации
Навигация занимает ведущее место в цикле наук по судовождению. В нее входит следующий комплекс вопросов:
-основные понятия о Земле, определение направлений в море и измерение по этим направлениям расстояний;
-изучение и выбор наиболее удобных для судовождения картографических проекций и решение на них аналитическим и графическим .способами различных навигационных задач;
-влияние внешних факторов, вызывающих отклонение судна с выбранного пути; методические приемы учета их влияния в различных условиях плавания;
-определение места судна по береговым шредаетам при помощи навигационных приборов и инструментов, а также оценка точности результата определения этими .приемами.
РОЛЬ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ УЧЕНЫХ И МОРЯКОВ В РАЗВИТИИ НАВИГАЦИИ
Слово «Навигация» происходит от латинского «navigare», что означает «ездить по морю», «ходить по морю»..
Хождение по морю с точки зрения судовождения—переход судна наивыгоднейшим путем, без отклонения от него,из одной точки в другую.
В русский язык понятие слова «навигация» вошло при Петре I, и люди, умеющие «ходить по морю», стали называться навигаторами. В эту эпоху понятие навигация отождествлялось с понятием судовождения вообще. Затем навигация как наука выделилась в отдельную отрасль из цикла наук по судовождению, включающего также лоцию, мореходную астрономию, девиацию магнитных компасов, метеорологию, океанографию и технические средства судовождения.
Современная навигация — это наука, разрабатывающая теоретические обоснования и практические методы вождения судов наивыгоднейшими путями в любое время и при различных гидрометеорологических условиях, используя современные мореходные инструменты и приборы, а также морские навигационные карты связана с ростом производительных сил общества и шла параллельно с освоением морей и океанов, а также с географическими открытиями.
В сокровищницу науки о судовождении народы России внесли большой вклад.. В начале нашей эры побережье Черного моря населяли анты (одна из ветвей юго-восточных славян) — отличные мореплаватели, имеющие хороший для того времени флот. На своих судах они доходили до о. Сицилия.
В V в. .н. э. ант Лоброгаст командовал византийской эскадрой. Флот антов ходил к берегам Южной Италии, в 615 г. состоялся их поход в Византию, а через 8 лет—на о. Крит и т. д.,
Морское искусство антов перешло и в Киевскую Русь. Русский флот к этому времени достиг большой численности. Так, в неоднократных походах на Византию принимали участие в 860 г.— 200 судов, при князе Олеге (907 г.) уже 2000 судов, при Игоре (941 г.)—1500. В этот период русский флот господствовал на Черном море. Летописец Нестор и арабские историки того времени называли Черное море «Русским морем».
В 913 г. русские совершили небывалый для того времени по длительности, дальности и сложности поход из Днепра через Черное и Азовское моря, Дон и Волгу в Каспийское море, к берегам Табаристана и обратно. В походе участвовало 500 судов.
В 1068 г. впервые на Черном море была измерена ширина Керченского пролива.
Нашествие кочевников затормозило дальнейшее развитие мореплавания на Киевской Руси, вплотьдо XVI в., т. е до появления на Днепре Запорожской Сечи.
В это же время начинает развиваться мореходство и на Балтийском море. Через него проходил путь «из варяг в греки» . Купцы Великого Новгорода уже в 1130 г. совершали плавания на о. Гогланд и имели там свой Гостиный двор. В первой половине XIII в. шведы захватили Финляндию. Это приостановило развитие мореплавания на Балтийском море вплоть до эпохи Петра I.
Жители русского Севера поморы также были искусными мореплавателями. В XII в. русские поморы плавали на о. Грумант. Они пользовались солнечными часами и компасом в костяной оправе, имели рукописные лоции и глазомерные карты. На о. Фаддея найдены уникальные навигационные приборы, относящиеся к началу XVII в.: медный компас, катушки компаса, солнечные часы, изготовленные, видимо, мастерами-поморами. К XV в. относятся карты России, на которых обозначены восточные и северные берега Сибири. В 1633 г. Илья Порфирьев открыл с моря реки Оленек, Индигирку и Яну, а через шесть лет казак Василий Поярков прошел по Амуру и вышел в Охотское море. В 1639 г. в Охотском море побывал Иван Москви-тин. Вскоре на побережье этого моря был основан порт Охоток. Отсюда началось освоение русскими огромного бассейна дальневосточных морей. В 1648—1649 гг. Семен Дежнев первым на семи кочах прошел проливом между Азией и Америкой, опередив этим открытие Беринга на 80 лет. Дежнев описал свой путь. Описание сопровождалось картой, не имеющей градусной сетки. Расстояния на карте указаны в днях путч. По исследованиям Дежнева в 1667—1676 гг. в г. Тобольске были отпечатаны карты, на которых был нанесен пролив между Азией и Америкой, омываемое морем побережье Сибири, указан путь из устья Лены в Амур, нанесена Камчатка. Освоение Северного морского пути, начатое Дежневым, продолжалось несколько столетий и успешно завершилось в годы Советской власти. В 1648 г. Алексей Филиппов создал первую лоцию Охотского моря.
Таким образом, задолго до царствования Петра I русские моряки достигли значительного искусства в судовождении. К сожалению, сведения о способах и технических средствах судовождения, которыми тогда пользовались, весьма малочисленны, но и они подтверждают высокий уровень судовождения русских мореходов.
Петр I (понимал, что без выхода в южные и Балтийские моря расцвет государства невозможен, .а это требовало наличия хорошо оснащенного флота. Чтобы выйти к Черному морю, необходимо было завладеть устьем Дона и крепостью Азов. Первый поход к Азову (1695 г.) окончился неудачей. Не было флота. Началась постройка судов в Воронеже. Уже к 1696 г. были построены корабль, два брандера, 23 галеры. С этим флотом состоялся второй поход на Азов, окончившийся успешно. Признавая заслуги моряков в этой победе, Петр I решил создать постоянный военный флот и организовать подготовку судоводителей. 14 января 1701 г. в Москве открылась школа математических и «навигационных» наук. В 1711 г. в ней обучалось уже 500 человек.
В школе изучалась навигация по учебнику русюкого учителяЛеонтия Филипповича Магницкого—одного из образованнейших людей того времени, который был ведущим преподавателем навигации, мореходной астрономии и математики.
Библиотекарем школы Куприяновым были созданы первые навигационные таблицы «Разности широт и отшествий», а также таблица «Меридиональных частей».
В 1715 г, была основана в Санкт-Петербурге Морская академия.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.