История навигации. Роль отечественных ученых и моряков в развитии навигации. Начало мореплавания, страница 4

Широко известны работы проф. Н. Н. Матусевича по навига­ции: «Определение места корабля по радиопеленгам», «О пла­вании на течении», «Прямоугольные координаты и их примене­ние в гидрографии, картографии и навигации» и др. Профессор-А. П. Ющенко поовятил ряд работ вопросу точности навигацион­ных определений. Работы академиков Н. Д. Папалекси, Л. И. Мандельштама, А. И. Берта.


                                        НАЧАЛО МОРЕПЛАВАНИЯ

История мореплавания насчитывает тысяче­летия. Первым плавучим средством, позволявшим человеку преодолевать водные преграды, был плот из нескольких бревен, связанных между собой крепкими растениями (рис. 1). В качестве движи­теля и средства управления поначалу, служил шест. Однако на глубоких местах шест не доставал дна, а в илистом грунте он тормозил движение.

Более  совершенным движителем и рулевым  устройством  стало  весло. Наскальные изображе­ния, обнаруженные в Скандинавии, свидетельст­вуют о том, что весло здесь было известно около 300 г. до н. э. В Египте же им пользовались на два тысячелетия раньше.

Плот недолго оставался единственным средст­вом передвижения по воде. Пришло время, и его дополнила лодка-однодеревка, которую делали из ствола дерева.

 Возможно, для этого было найдено дерево с дуплом, но затем такое дупло человек стал сам выжигать или вырубать с помощью топора.Появились лодки-долбленки (рис. 2), кото­рые ныне демонстрируются в морских музеях. Их находят при археологических раскопках.

Стремление увеличить грузоподъемность и мо­реходность лодок привело древних судостроителей к созданию набойной ладьи. Основу ее составляла однодеревка, но по бортам она наращивалась, набивалась досками. Позже такая лодка делалась из досок полностью. Со временем ладью накрыли палубой и поставили мачту с парусом. Теперь на таком судне стало возможным совершать более далекие плавания, выходить в открытое море.

«Человек поднял парус раньше, чем оседлал коня»,— свидетельствует Д. Бернал, английский физик и историк.

Важной вехой в истории мореплавания явился выход в море первого судна, имевшего киль и шпангоуты. Судно обладало хорошей мореходно­стью, устойчиво держалось на воде. Эти суда поя­вились 2500 лет назад у побережья Ливана. На крупных килевых судах, сделанных из могучих ливанских кедров в порту Библ (современный Джубейль) и в других местах юго-восточного по­бережья  Средиземного моря, мореходы древнейших ближневосточных цивилизации достигают острова Крит и становятся таким образом первооткрыва­телями Европы.

Египтяне на своих вёсельно-парусных судах, (рис. 3) совершали плавания вдоль берегов Афри­ки в Пунт и обратно уже задолго до н. э., ис­пользуя господствующие ветры. Плавание в Пунт они начинали обычно в июне, когда дул по­путный ветер с северо-запада, а возвращались в Египет поздней осенью при юго-восточных ветрах. Маршрут проходил через Красное море вдоль вос­точных берегов Африки.


Рис 3. Лодка-долблёнка

Заслуга в освоении всего бассейна Средизем­ного моря принадлежит финикийцам. Они сумели даже достаточно точно определить длину моря им была знакома и Северная Африка. Финикийцы первыми вышли в Атлантический океан, достигли берегов Англии, откуда стали  вывозить олово.

Их корабли отличались достаточно высокой прочностью. Основные части корпуса и набора  скреплялись медью и бронзой. Борта и палуба тщательно проконопачивались.

По свидетельству Геродота, около 610 г. до н. э., финикийцам удалось обогнуть.Африку. В путь они двинулись от берегов Красного моря, прошли во­круг материка по часовой стрелке с восточного побережья на юг к западному и через Гибраалтар­ский пролив вернулись в Средиземное море. Все плавание заняло три года. Тогда впервые было доказано, что Африка является отдельным мате­риком, «окружена морем»,— пишет Геродот.

Согласно Библии, около 950 г. до н. э., в период царство­вания Соломона, финикийские и еврейские суда  доходили до Атлантического побережья Испании.       '

Карфагенский флотоводец Ганнон через сто лет пытался повторить поход финикийцев вокруг аф­риканского материка, правда, в обратном направ­лении — с запада на восток. Однако, выйдя за Гибралтар и опустившись на юг вдоль берегов Аф­рики, он смог дойти только до широты Сьерра-Леоне. С большим трудом потрепанный отряд кораб­лей Ганнона возвратился домой. Запись об экспе­диции этого флотоводца выбита на бронзовой дос­ке в Карфагенском храме и дошла до нашего вре­мени.

Именно у финикийских судостроителей научи­лись строить мореходные суда греки. В VII—IX в. до н. э. греческие моряки достигли Италии, Малой Азии, а несколько позже — северного побережья Черного моря; где основали свои. первые поселе­ния, в которых стали, развивать и судостроение. К 300 г. н.э. отвоситса извеетна^г'экспедиция Пи-фея в поисйаХ страны янтаря — из Массалии (Марселя) к Британии и Скандинавии и далее до южной границы арктических льдов. Пифей первым из греков встречается с явлением поляр­ной ночи и довольно точно объясняет это явление.

Рис4 Египетский корабль XV в. до и. э.

Египетский корабль XV в. до н. э.Весьма многочисленный флот имела Персия. Ей принадлежит приоритет ряда географических открытий. Персидские корабли достигали берегов Индии. Вплоть до II в. н. э. античные географы считали, что Каспийское море где-то сообщается с Черным и Азовским морями.


Безусловно, не только Полярная звезда, но и другие звезды использовались мореплавателями. Так  арабский лоцман Ахмад ибн Маджид, пла­вавший вместе с Васко дэ Гама, говорил: «Плыви от земли Каликут до островов Фаль по звезде Джах от двух пальцев до трех»*.

Для мореплавателей к югу от экватора Поляр­ной звезды не видно. В Южном полушарии исполь­зовались другие звезды, которые довольно точно указывали опытным мореходам, в какой стороне . находятся запад и восток. Точки восхода и захода известных ярких звезд служили, например, поли­незийцам и микронезийцам довольно точным не­бесным компасом, по которому они уточняли курс судна. По положению звезд определялось и время в ночные часы.

Значительно помогали древним мореплавате­лям и местные признаки и явления. К ним в пер­вую очередь относятся направление и сила тече­ния, преобладающие ветры, направление волновой зыби.

Эти признаки используются тихоокеанскими островитянами и в наши дни. Вождь племени на атоле Сатавал (Каролинский архипелаг) May Пьялуг рассказывал ученым, посетившим атол в 1984 г., что, если облака скрывают звезды, он держит курс по другим предметам.

May Пьялуг согласился провести парусную лодку от Гавайских островов до Таити без компаса и других штурманских приборов. Протяженность маршрута, проходившего по одному из самых пустынных и опасных районов океана, достигала 2500 миль. Экипаж лодки состоял из 17 человек.