Широко известны работы проф. Н. Н. Матусевича по навигации: «Определение места корабля по радиопеленгам», «О плавании на течении», «Прямоугольные координаты и их применение в гидрографии, картографии и навигации» и др. Профессор-А. П. Ющенко поовятил ряд работ вопросу точности навигационных определений. Работы академиков Н. Д. Папалекси, Л. И. Мандельштама, А. И. Берта.
НАЧАЛО МОРЕПЛАВАНИЯ
История мореплавания насчитывает тысячелетия. Первым плавучим средством, позволявшим человеку преодолевать водные преграды, был плот из нескольких бревен, связанных между собой крепкими растениями (рис. 1). В качестве движителя и средства управления поначалу, служил шест. Однако на глубоких местах шест не доставал дна, а в илистом грунте он тормозил движение.
Более совершенным движителем и рулевым устройством стало весло. Наскальные изображения, обнаруженные в Скандинавии, свидетельствуют о том, что весло здесь было известно около 300 г. до н. э. В Египте же им пользовались на два тысячелетия раньше.
Плот недолго оставался единственным средством передвижения по воде. Пришло время, и его дополнила лодка-однодеревка, которую делали из ствола дерева.
Возможно, для этого было найдено дерево с дуплом, но затем такое дупло человек стал сам выжигать или вырубать с помощью топора.Появились лодки-долбленки (рис. 2), которые ныне демонстрируются в морских музеях. Их находят при археологических раскопках.
Стремление увеличить грузоподъемность и мореходность лодок привело древних судостроителей к созданию набойной ладьи. Основу ее составляла однодеревка, но по бортам она наращивалась, набивалась досками. Позже такая лодка делалась из досок полностью. Со временем ладью накрыли палубой и поставили мачту с парусом. Теперь на таком судне стало возможным совершать более далекие плавания, выходить в открытое море.
«Человек поднял парус раньше, чем оседлал коня»,— свидетельствует Д. Бернал, английский физик и историк.
Важной вехой в истории мореплавания явился выход в море первого судна, имевшего киль и шпангоуты. Судно обладало хорошей мореходностью, устойчиво держалось на воде. Эти суда появились 2500 лет назад у побережья Ливана. На крупных килевых судах, сделанных из могучих ливанских кедров в порту Библ (современный Джубейль) и в других местах юго-восточного побережья Средиземного моря, мореходы древнейших ближневосточных цивилизации достигают острова Крит и становятся таким образом первооткрывателями Европы.
Египтяне на своих вёсельно-парусных судах, (рис. 3) совершали плавания вдоль берегов Африки в Пунт и обратно уже задолго до н. э., используя господствующие ветры. Плавание в Пунт они начинали обычно в июне, когда дул попутный ветер с северо-запада, а возвращались в Египет поздней осенью при юго-восточных ветрах. Маршрут проходил через Красное море вдоль восточных берегов Африки.
Рис 3. Лодка-долблёнка
Заслуга в освоении всего бассейна Средиземного моря принадлежит финикийцам. Они сумели даже достаточно точно определить длину моря им была знакома и Северная Африка. Финикийцы первыми вышли в Атлантический океан, достигли берегов Англии, откуда стали вывозить олово.
Их корабли отличались достаточно высокой прочностью. Основные части корпуса и набора скреплялись медью и бронзой. Борта и палуба тщательно проконопачивались.
По свидетельству Геродота, около 610 г. до н. э., финикийцам удалось обогнуть.Африку. В путь они двинулись от берегов Красного моря, прошли вокруг материка по часовой стрелке с восточного побережья на юг к западному и через Гибраалтарский пролив вернулись в Средиземное море. Все плавание заняло три года. Тогда впервые было доказано, что Африка является отдельным материком, «окружена морем»,— пишет Геродот.
Согласно Библии, около 950 г. до н. э., в период царствования Соломона, финикийские и еврейские суда доходили до Атлантического побережья Испании. '
Карфагенский флотоводец Ганнон через сто лет пытался повторить поход финикийцев вокруг африканского материка, правда, в обратном направлении — с запада на восток. Однако, выйдя за Гибралтар и опустившись на юг вдоль берегов Африки, он смог дойти только до широты Сьерра-Леоне. С большим трудом потрепанный отряд кораблей Ганнона возвратился домой. Запись об экспедиции этого флотоводца выбита на бронзовой доске в Карфагенском храме и дошла до нашего времени.
Именно у финикийских судостроителей научились строить мореходные суда греки. В VII—IX в. до н. э. греческие моряки достигли Италии, Малой Азии, а несколько позже — северного побережья Черного моря; где основали свои. первые поселения, в которых стали, развивать и судостроение. К 300 г. н.э. отвоситса извеетна^г'экспедиция Пи-фея в поисйаХ страны янтаря — из Массалии (Марселя) к Британии и Скандинавии и далее до южной границы арктических льдов. Пифей первым из греков встречается с явлением полярной ночи и довольно точно объясняет это явление.
Рис4 Египетский корабль XV в. до и. э.
Египетский корабль XV в. до н. э.Весьма многочисленный флот имела Персия. Ей принадлежит приоритет ряда географических открытий. Персидские корабли достигали берегов Индии. Вплоть до II в. н. э. античные географы считали, что Каспийское море где-то сообщается с Черным и Азовским морями.
Безусловно, не только Полярная звезда, но и другие звезды использовались мореплавателями. Так арабский лоцман Ахмад ибн Маджид, плававший вместе с Васко дэ Гама, говорил: «Плыви от земли Каликут до островов Фаль по звезде Джах от двух пальцев до трех»*.
Для мореплавателей к югу от экватора Полярной звезды не видно. В Южном полушарии использовались другие звезды, которые довольно точно указывали опытным мореходам, в какой стороне . находятся запад и восток. Точки восхода и захода известных ярких звезд служили, например, полинезийцам и микронезийцам довольно точным небесным компасом, по которому они уточняли курс судна. По положению звезд определялось и время в ночные часы.
Значительно помогали древним мореплавателям и местные признаки и явления. К ним в первую очередь относятся направление и сила течения, преобладающие ветры, направление волновой зыби.
Эти признаки используются тихоокеанскими островитянами и в наши дни. Вождь племени на атоле Сатавал (Каролинский архипелаг) May Пьялуг рассказывал ученым, посетившим атол в 1984 г., что, если облака скрывают звезды, он держит курс по другим предметам.
May Пьялуг согласился провести парусную лодку от Гавайских островов до Таити без компаса и других штурманских приборов. Протяженность маршрута, проходившего по одному из самых пустынных и опасных районов океана, достигала 2500 миль. Экипаж лодки состоял из 17 человек.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.