Погода не всегда благоприятствовала плаванию. Много дней большая облачность закрывала небо. И все же вождь справился,с задачей, проявив себя искусным навигатором. С помощью только методов судовождения каменного века он привел парусную лодку довольно точно в назначенный пункт.
Для плавания в восточной части Средиземного моря финикийцы использовали постоянное прибрежное течение, направленное с запада на восток, а у берегов Палестины и Сирии пользовались северным течением. При попутном течении от устья Нила до мыса Кармел можно было дойти за одни сутки. На обратный путь уже требовалось 8—10 сут. Это прекрасно знали финикийские моряки.
В плаваниях по Тихому океану использовались регулярные течения, которые подобно каналам прочерчивают почти весь океан. В западной части океана муссоиные ветры каждые полгода меняют свое направление с северо-запада на юго-восток, что помогало мореплавателям определять страны света.
О том, как использовали античные мореплаватели-течения в Черном море, свидетельствует Геродот в своей «Истории». В ней сообщается, что основные течения в этом море проходят по замкнутой кривой против часовой стрелки. Наиболее крупные течения шириной до 60 км наблюдаются в 3—9 км от берега и направлены с севера на юг у западного берега и с юга на север — у восточного, На торговых судах имелись специальные кормчие, отлично знавшие характер черноморских течений. Они вели суда, максимально используя течения.
Арабские мореходы стали плавать в открытом море, вне видимости берегов тогда, когда открыли закономерность муссонных ветров. Само слово муссон арабского происхождения (мавсим), означающее «отметный ветер» или «дующий в определенные сроки». Используя муссоны, арабы уверенно пересекали Индийский океан от африканских берегов к Индии и обратно. Постоянство или сезонную закономерность ветров и течении мореплаватели использовали для судовождения и навигационной ориентировки, даже в XX в.
Шла первая мировая война. Немецким военным кораблем-рейдером «Вольф» было захвачено австралийское парусное судно, нагруженное зерном. Оно следовало в Кейптаун. Германский офицер, спустившийся на борт парусника, был крайне удивлен тем, что на судне не оказалось ни надлежащей навигационной карты, ни других штурманских пособий и приборов, которые дали бы возможность вести элементарное счисление пути. Расстояние от Австралии до южной оконечности Африки составляет почти 6000 миль. На недоумение немца старый капитан парусника объяснил, что для плавания в этих широтах не нужны никакие Науки. Далее сказал, что плавает на этой линии вот уже 50 лет и всегда вверял свои корабли морским и воздушным течениям, которые проходят между Австралией и Африкой, и не было случая, чтобы его суда хотя бы отклонились на один градус или задержались лишний день в плавании.
Нередко древние мореплаватели брали с собой птиц, которых через какое-то время выпускали на волю. Наблюдая за их полетом, можно было судить о направлении на ближайший берег и даже оценить расстояние до него. Если птицы возвращались на борт судна, то считалось, что до берега весьма далеко, во всяком случае не один день плавания. Так делали викинги.
При плавании из Скандинавии до Исландии и Шотландии для уточнения своего курса и места они выпускали с судна ворон. Направление их подета указывало, где находится земля.
Полинезийцы для ориентировки в море наблюдали за перелетами птичьих стай, скоплением облаков, цветом воды.
Полинезийцы сделали первые шаги в морской картографии. Они составляли рельефные прутико-вые карты, на которых острова изображались раковинами улиток, наиболее удобные маршруты плавания — жилками пальмовых листьев (рис. 6);
На карте показывались и течения в различных районах.
Существовала, по сути дела, целая .наука «признаковедение», помогавшая мореплавателям определить близость берега.
Лоцманы хорошо знали эту науку. Известный английский естествоиспытатель Джон Нидхем цитирует текст, датированный IV в., в котором описывается навигационное мастерство знаменитого индийского лоцмана Супараги: «Он знал пути звезд и легко ориентировался. Он различал районы океана по цвету воды и характеру дна, по рыбам и птицам, по горам на берегу и другим признакам. Ему присуще глубокое знание признаков хорошей или плохой погоды, как обычных, так и случайных»
Рис5 Прутиковая карта полинезийцев
Колумб особенно ясно почувствовал, что вот-вот откроется земля по курсу его каравелл, когда все чаще стали попадаться «плавающие деревья с зелеными листьями и свежими цветами, а также пролетающие птичьи стаи».
К началу новой эры появился каталог с положениями 850 звезд, составленный основоположником астрономической науки древнегреческим ученым Гипархом (около 180—125 гг. до н. э.). Он впервые ввел понятие широты и долготы, разработал теорию и рассчитал первые таблицы движения Солнца и Луны. Еще большее практическое значение для мореплавания и определения координат точек земной поверхности имели бы сочинения другого выдающегося астронома Клавдия Пто-лемея (до середины II в. н. э.) «Альмагест» (или «Великие математические построения астрономии») в' 13 книгах, а также его первые географические карты. Птолемей впервые определил координаты 8 тыс. пунктов Европы и Азии, расположенные по широте от Скандинавии до верховьев
Однако ни о трудах Гипарха, ни Птолемея мореплаватели тогда еще не знали. Наука в тот период была схоластической, оторванной от практики, в том числе и от мореплавания. Соединились они значительно позже. О сочинении «Альмагест» европейцы узнали лишь в 1175 г., когда труд был переведен с арабского на латинский язык Жерар-дом Кремонским.
Новейшие исследования морских историков показывают, что викинги ориентировались в море не только по небесным светилам и местным признакам. Полагают, что при пасмурном небе они обращались к помощи «кусочка магнитной руды». Таким образом, они первыми из европейцев довольно близко подошли к магнитному компасу.
1 В.Н Краснов «От лота до спутника»М Транспорт 1992г
2 А.И.Мизерницкий «Навигация» Издательство «Морской транспорт» МОСКВА-1963г
Реферат «история навигации»
Выполнил к-т 241вз
Бакши Д.С.
Проверил к-н 2р.
Осокин.
НОВОРОССИЙСК 2000г
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.