История навигации. Роль отечественных ученых и моряков в развитии навигации. Начало мореплавания, страница 5

Погода не всегда благоприятствовала плава­нию. Много дней большая облачность закрывала небо. И все же вождь справился,с задачей, проя­вив себя искусным навигатором. С помощью толь­ко методов судовождения каменного века он при­вел парусную лодку довольно точно в назначенный пункт.

Для плавания в восточной части Средиземного моря финикийцы использовали постоянное приб­режное течение, направленное с запада на восток, а у берегов Палестины и Сирии пользовались северным течением. При попутном течении от устья Нила до мыса Кармел можно было дойти за одни сутки. На обратный путь уже требовалось 8—10 сут. Это прекрасно знали финикийские моряки.

В плаваниях по Тихому океану использовались регулярные течения, которые подобно каналам прочерчивают почти весь океан. В западной части океана муссоиные ветры каждые полгода меняют свое направление с северо-запада на юго-восток, что помогало мореплавателям определять страны света.

О том, как использовали античные мореплава­тели-течения в Черном море, свидетельствует Ге­родот в своей «Истории». В ней сообщается, что основные течения в этом море проходят по замкну­той кривой против часовой стрелки. Наиболее крупные течения шириной до 60 км наблюдаются в 3—9 км от берега и направлены с севера на юг у западного берега и с юга на север — у восточного, На торговых судах имелись специальные кормчие, отлично знавшие характер черноморских течений. Они вели суда, максимально используя течения.

Арабские мореходы стали плавать в открытом море, вне видимости берегов тогда, когда открыли закономерность муссонных ветров. Само слово муссон арабского происхождения (мавсим), озна­чающее «отметный ветер» или «дующий в опреде­ленные сроки». Используя муссоны, арабы уверен­но пересекали Индийский океан от африканских берегов к Индии и обратно. Постоянство или сезон­ную закономерность ветров и течении мореплава­тели использовали для судовождения и навигаци­онной ориентировки, даже в XX в.

Шла первая мировая война.   Немецким воен­ным  кораблем-рейдером  «Вольф» было захвачено австралийское парусное судно, нагруженное зер­ном. Оно следовало в Кейптаун. Германский офи­цер, спустившийся на борт парусника, был крайне удивлен тем, что на судне не оказалось ни надле­жащей навигационной карты, ни других штурман­ских пособий и приборов, которые дали бы воз­можность вести элементарное счисление пути. Рас­стояние от Австралии до южной оконечности Аф­рики составляет почти 6000 миль. На недоумение немца старый капитан парусника объяснил, что для плавания в этих широтах не нужны никакие Науки. Далее сказал, что плавает на этой линии вот уже 50 лет и всегда вверял свои корабли мор­ским и воздушным течениям, которые проходят между Австралией и Африкой, и не было случая, чтобы его суда хотя бы отклонились на один градус или задержались лишний день в плавании.

Нередко древние мореплаватели брали с собой птиц, которых через какое-то время выпускали на волю. Наблюдая за их полетом, можно было су­дить о направлении на ближайший берег и даже оценить расстояние до него. Если птицы возвра­щались на борт судна, то считалось, что до берега весьма далеко, во всяком случае не один день пла­вания. Так делали викинги.

При плавании из Скандинавии до Исландии и Шотландии для уточнения своего курса и места они выпускали с судна ворон. Направление их подета указывало, где находится земля.

Полинезийцы для ориентировки в море наблю­дали за перелетами птичьих стай, скоплением об­лаков, цветом воды.

Полинезийцы сделали первые шаги в морской картографии. Они составляли рельефные прутико-вые карты, на которых острова изображались ра­ковинами улиток, наиболее удобные маршруты плавания — жилками пальмовых листьев (рис. 6);

На карте показывались и течения в различных районах.

Существовала, по сути дела, целая .наука «признаковедение», помогавшая мореплавателям определить близость берега.

Лоцманы хорошо знали эту науку. Известный английский естествоиспытатель Джон Нидхем ци­тирует текст, датированный IV в., в котором опи­сывается навигационное мастерство знаменитого индийского лоцмана Супараги: «Он знал пути звезд и легко ориентировался. Он различал районы океана по цвету воды и характеру дна, по рыбам и птицам, по горам на берегу и другим признакам. Ему присуще глубокое знание признаков хорошей или плохой погоды, как обычных, так и случайных»


Рис5 Прутиковая карта полинезийцев

Колумб особенно ясно почувствовал, что вот-вот откроется земля по курсу его каравелл, когда все чаще стали попадаться «плавающие де­ревья с зелеными листьями и свежими цветами, а также пролетающие птичьи стаи».

К началу новой эры появился каталог с поло­жениями 850 звезд, составленный основополож­ником астрономической науки древнегреческим ученым Гипархом (около 180—125 гг. до н. э.). Он впервые ввел понятие широты и долготы, разрабо­тал теорию и рассчитал первые таблицы движения Солнца и Луны. Еще большее практическое зна­чение для мореплавания и определения коорди­нат точек земной поверхности имели бы сочинения другого выдающегося астронома Клавдия Пто-лемея (до середины II в. н. э.) «Альмагест» (или «Великие математические построения астро­номии») в' 13 книгах, а также его первые географические карты. Птолемей впервые определил координаты 8 тыс. пунктов Европы и Азии, распо­ложенные по широте от Скандинавии до верховьев

Нила, а по долготе от Атлантического океана до Индокитая

Однако ни о трудах Гипарха, ни Птолемея мореплаватели тогда еще не знали. Наука в тот период была схоластической, оторванной от прак­тики, в том числе и от мореплавания. Соединились они значительно позже. О сочинении «Альмагест» европейцы узнали лишь в 1175 г., когда труд был переведен с арабского на латинский язык Жерар-дом Кремонским.

Новейшие исследования морских историков по­казывают, что викинги ориентировались в море не только по небесным светилам и местным призна­кам. Полагают, что при пасмурном небе они обра­щались к помощи «кусочка магнитной руды». Та­ким образом, они первыми из европейцев довольно близко подошли к магнитному компасу.

Список литературы

  1 В.Н Краснов «От лота до спутника»М Транспорт 1992г

2 А.И.Мизерницкий «Навигация» Издательство «Морской транспорт» МОСКВА-1963г

Новороссийская    Государственная
        Морская        Академия
       Военно  морская  кафедра

  Реферат «история навигации»

Выполнил к-т 241вз

Бакши Д.С.

Проверил к-н 2р.

Осокин.

      НОВОРОССИЙСК 2000г