При Петре I было напечатано более 20 морскихкниг. В1714 г. был издан Атлас Балтийского моря и картыпоходов в Швецию на основании морских съемок.
Создав флот, искусно управляемый образованными моряками, Петр I возвратил России те земли и выходы к морю, которые были необходимы для нормального развития страны.
Организованная в 1725 г. Петром I Первая Камчатская экспедиция под командованием Витуса Беринга изучила пролив, названный именем Беринга, и послужила началом ряда экспедиций в Дальневосточном бассейне. С 1732 ото 1741 г. В. Беринг и А. И. Чириков возглавляли Вторую экспедицию, известную под названием Великой северной экспедицчи. Это было грандиозное для своего времени по масштабам, организации и результатам работы научное морское 'предприятие. Отряды экспедиции вели съемки одновременно на протяжении 8000 миль. Экспедицией были открыты и описаны северо-западные берега Америки и много островов.
Навеки вошли в историю имена русских моряков-исследователей С. Г. Малыгина, Алексея Скуратова, Д. Л. Овцына, Василия Прончищева, Никифора Чекина, Михаила Щербинина, А. И. Петрова, П. А. Чаплина и других питомцев Петра и выпускников Навигационной школы. Эти моряки своим бескорыстным трудом создавали славу Родине и развивали науку о судовождении. В 17S3 г. вышла в свет книга С. Г. Малыгина «Сокращенная навигация по карте де-редукцион». Карты и лоции А. И. Чирикова и А. Н. Нагаева свыше 60 лет служили русским морякам.
В 1748 г. С. Мордвиновым был издан капитальный труд — «Книги полного собрания о навигации», в котором освещены вопросы геометрии и тригонометрии, космографии, географии, мореходной астрономии, 'приливо-отливных явлений (где дан расчет прилива по прикладному часу порта), мореходных инструментов и навигации. По .полноте, с которой рассматриваются отдельные вопросы в книге, можяо судить о высоком уровне судоводительской науки того времени.
В 1759 г. М. В. Ломоносов опубликовал книгу «Рассуждения о большой точности морского пути», в которой изложил основы судовождения. В этом труде впервые было установлено, что ошибка в счислении складывается из суммы ошибок в определении дрейфа судна, рыскания его на волне и точности держания руля на 'курсе. 0,н предложил конструкцию некоторых приборов, опередив мировую морскую науку на 100 лет. По мнению Ломоносова, суда должны снабжаться самопишущим компасом (в Западной Европе этот прибор появился через 91 год), т. е. кур-сографом, который, по словам Ломоносова, «покажет стоящего у травления прошибки и оплошность»; дронометром (механическим лагом, который появился на судах в начале XX в.); клизе-ометром, или дрейфометром, определяющем дрейф судна, и са-лометром — прибором
Римские судостроители и мореплаватели заимствовали опыт государств Ближнего Востока и Греции. Морские торговые связи римлян простирались через Средиземное море на восток до Индии. Однако больше преуспели римляне в строительстве военных кораблей и развитии военного флота.
В 1927—1931 гг. со дна озера Неми (в 20 кмотРима) были извлечены две галеры, построенные в период правления императора Калигулы. Их длина превышала 70 м, ширина 20—25 м. Корабли имели тараны, являвшиеся в то время главным оружием морского боя. Нововведением римлян в военном кораблестроении был абордажный перекидной мостик «ворон» По этому мостику римские солдаты перебегали на палубу вражеского корабля.
Даже по сравнению со средневековым периодом античные корабли не были примитивными. Как пишет известный французский морской историк Ж. Руже, их тоннаж нередко не уступал тоннажу европейских кораблей XVIII в.
К Х—XI вв. европейские мореплаватели вышли далеко за пределы Средиземного моря. Ныне стал совершенно достоверным факт, что первыми пересекли Атлантический океан и достигли американского континента вовсе не каравеллы Христофора Колумба в 1492 г., а дракары скандинавских викингов (рис.4.). Правда, вначале они высадились и основали поселения в Исландии и Гренландии, а уже оттуда викинг Лейв Эйриксон по прозвищу Счастливый (сын выходца из Норвегии Эйрика Рыжего) примерно в 1000 г. впервые высадился на острове, который в наше время называется Ньюфаундлендом и относится к Северной Америке. Поэтому викингу в 1887 г. был воздвигнут памятник в США.
Опытными мореходами были наши предки — славяне.
Дружины князей Игоря, Владимира и .Святоелава совершали неоднократные походы по Днепру и Черному морю в Византию
Несомненно, что первые плавания проходили вблизи берегов, человек старался не терять их из виду. Берега тщательно изучались мореплавателями. Они ориентировались по приметным местам на берегу, мысам, прибрежным островам, отдельным . Для обозначения опасных для судоходства мест (мелей, рифов) строились и плавучие маяки.
Когда мореплаватели удалялись за пределы видимости берегов, в их распоряжении оставались днем Солнце, а ночью звезды. Уже в глубокой древности человек знал, что утром Солнце находится на востоке, в полдень — на юге, а в конце дня на западе.
В ночное время лучшим и надежным путеводителем мореплавателей была Полярная звезда. Наблюдая за звездным небом, люди видели, что эта звезда находится как бы на конце оси, вокруг которой происходит суточное вращение небесной сферы, а поэтому эта звезда почти неподвижна и всегда показывает направление на север.
Заботясь о безопасности мореплавания, Ломоносов настаивал на создании Мореплавательской академии, а также на учреждении службы по составлению прогнозов погоды и др. Он был одним из первых инициаторов освоения Северного морского. пути. В 1763 г. Ломоносов написал трактат «Краткое описание разных путешествий по Северным морям и показания возможности прохода Сибирским океаном в Восточную Индию». В трактате научно обоснованы государственные интересы России на Севере. Ломоносов полагал, что в июне между Шпицбергеном и Новой Землей океан очищается ото льдов и на 80-й параллели на расстоянии около 600 верст от берегов Сибири тянется на 1000" верст открытая вода. Он утверждал, основываясь на направлении течений, северных сияниях и других данных, что можно пройти северным путем до Берингова пролива. В следующем году была организована экспедиция В. Я. Чичагова, который дважды (в 1764 и 1766 гг.) доходил до 80-й параллели, но встречал там непроходимый лед. Идеи Ломоносова были осуществлены лишь советскими моряками, на советских судах.
Своими трудами в области мореходных наук М. В. Ломоносов опровергает утвердившееся в Западной Европе мнение, что Россия в XVIII в. не имела своей морской науки и своих ученых моряков. Это мнение было также опровергнуто организацией многочисленных кругосветных путешествий. В 1803—1849 гг., т. е. за 46 лет, было проведено 36 кругосветных экспедиций. Это в 2 раза больше, чем сделали флоты Англии и США вместе взятые.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.