История кораблевождения

Страницы работы

Содержание работы

38 лет спустя после открытия Америки (в 1530 г.), когда продолжительные путе­шествия сделались сравнительно обычными, Р.Гемма Фризий писал об пользовании глобусами. Его книга заключала в себе много ценных сведений для моряков того времени и была переведена на французский язык 50 лет спустя. Ниже приводятся некоторые места этой книги, ин­тересные с точки зрения кораблевождения. Имеется хорошее описание сферы и ее кругов: наклонение экватора к эклиптике дано в 23°30'. Расстояние между меридианами должно измеряться по экватору, считая 15° на один час времени; долгота должна определяться по затмениям Луны или по соединениям и считаться от Счастливых (Азорских) островов. Широта дол­жна измеряться от экватора, а не от эк­липтики. Употребление глобусов объяснено весьма основательно и точно. Шкала для измерения расстояний помещена на экваторе. 15 германских лиг, или 60 итальянс­ких лиг, принимаются равными одному градусу. Итальянская лига равнялась вось­ми стадиям, или 1000 шагов, следователь­но, градус был принят слишком малым.

     Нам известно, что на плоских картах  из различных точек моряки проводили линии (т.е. компасные курсы), которые были им весьма полезны с тех пор, как было от­крыто свойство магнитной стрелки; нужно припомнить, что параллельные линейки в то время еще не были известны, так как они были изобретены Морденте в 1584г. Такие веера линий оставались на морс­ких картах до сравнительно недавнего времени. Гемма дает правила для точно­го нахождения курса и расстояния, только он трактует разность долгот как отшествие. Например, если разность широт и разность долгот равны, указываемый Гем­мою курс лежит между двумя главными румбами, т.е. равен 45о . Он обращает вни­мание на то, что курсы, которыми идет ко­рабль, не прямые линии, а кривые, так как они не следуют по большому кругу, и что расстояние можно более точно измерять на глобусе, чем на карте. О приливе го­ворится, что он поднимается вместе с Лу­ной, что полная вода наступает тогда, когда Луна на меридиане и 12 часов спустя.

Хотя о стенных часах как о недавнем изобретении и упоминается в 1484 г., кар­манные часы оставались неизвестными примерно до 1530 г., когда Гемма ухва­тился за идею использовать часы для оп­ределения разности долгот между двумя местами по сравнению местных времен в один и тот же момент.

Однако часы были еще слишком неточ­ны, чтобы иметь практическое примене­ние, и их заступник предлагал вводить для них поправки посредством водяных или песочных часов. Для грубого определения времени на корабле употреблялись песоч­ные  часы;  любопытно отметить, что часо­вые и получасовые склянки употреблялись с этой целью в Британском флоте до 1839 г. Внешний  край компасной  картушки разделялся прежде на 24 равных час­ти,  занумерованных, как часы, пока ошиб­ка от такого определения времени по пе­ленгам Солнца не была указана Девисом в 1607 г.

В 1545 г. Педро де Медина издал в Вальядолиде книгу под заглавием "Arte de Navigar", посвятив ее дону Филиппу, прин­цу испанскому. Это, кажется, первая из ког­да-либо изданных книг, исключительно трактующая о кораблевождении. Она была вскоре переведена на французский и ита­льянский языки, а спустя несколько лет и на английский. Хотя это произведение с большими претензиями и вышло в свет спустя два года после смерти Коперника, однако, астрономическая система в ней целиком Птолемеева. Общий вид данной в ней карты Средиземного моря, Атлан­тического океана и части Тихого океана говорит в ее пользу, но изучение карты обнаруживает ее весьма невысокую точ­ность. Масштаб, разбитый на равные ча­сти вблизи центра карты, простирается от экватора до того места, которое должно изображать 75° широты; по этой шкале Лондон должен быть на 55° вместо 51 1/2° , Лиссабон - на 37 1/4° вместо 38°42'. Эк­ватор изображен проходящим вдоль бере­га Гвинеи вместо того, чтобы отстоять бо­лее чем на 4° южнее. Гвинейский залив простирается на 14° дальше, чем следует, к востоку, а Мексика - намного дальше к западу. Хотя на карте имеется много вер­тикальных линий на неравных друг от дру­га расстояниях, но они не изображают со­бой меридианов; на карте нет указаний на долготу. Тут становится очевид­ной важность двух необходимых условий: знать действительную длину любой дуги и уметь изображать поверхность шара на плоскости или бумаге.

В 1556 г. Мартин Кортес издал в Севи­лье "Arte de Navigar". Он дает хороший чер­теж градштока и астролябии, а также таб­лицу Солнца на четыре года. (Наибольшая величина склонения указа­на 3°33') и месяцеслов. Движения небес­ных тел описаны согласно господствовав­шим в то время воззрениям, земля при­нимается неподвижной. Он рекомендует чаще определять высоту полюса, так как оцениваемое по счислению проплытое расстояние бывает неточным. Кортес предлагает инструмент своего изобрете­ния для определения часа, курса корабля и точки захода Солнца. В его книге при­водится очень точная таблица расстояний между меридианами для каждого градуса широты; посредством этой таблицы моряк мог легко переводить разность долгот в отшествие. В правилах для определения широты по Полярной звезде предполага­ется, что звезда эта отстоит на 30 от по­люса. Мартин Кортес приписывает прили­вы всецело влиянию Луны и дает настав­ления для нахождения времени полной воды в Кадиксе; зная его, посредством вращающейся внутри круга с часами и картушки с нанесенным на ней «олоастом» Луны, можно найти время  в любом другом месте, для которого картушка установлена.

Третья часть труда Мартина Кортеса посвящена картам; Кортес жалуется на то, что ученые ничего не предпринимают. чтобы сделать карты точными, и что лоц­мана и мореплаватели пользуются плос­кими картами, которые неверны. В Сре­диземном море и в "Канале Фландерса" отсутствие хороших карт менее ощутимо, так как при плавании в этих местах не руководствуются высотой полюса. Ввиду того, что некоторые из пос­ледующих писателей приписывали Кортесу честь первой мысли об увеличении гра­дусов широты по принципу Меркатора, здесь приводятся точные слова Кортеса. При построении карты Кортес советует из­брать какое-нибудь хорошо известное ме­сто вблизи центра намеченной карты, на­пример, мыс Сан-Висенти, который и обо­значить 37°, и от него к Арктическому по­люсу градусы возрастают; а от него к эк­ватору они идут, уменьшаясь; а от после­днего к антарктическому полюсу, увели­чиваясь. Казалось бы, с первого взгляда, что под этим и подразумевается, что про­межутки между параллелями возрастают по мере увеличения широты, но образчик карты в книге не оправдывает такого зак­лючения. Карта эта протяжением от 34 до 40°, и деления не равные; очевидно, слу­чайно градусы самой высокой и самой низкой широт сделаны самыми длинными. Кортес, очевидно, был не в состоянии оп­ределить длину градуса, а, следователь­но, и окружность земного шара. Градусы долготы не нанесены, но указывается, что для изображения первого меридиана надо провести вертикальную линию "через Азоры или ближе к Испании, где на карте больше свободного места". При таких ус­ловиях невозможно ни определить, ни проверить долготы различных мест, ука­занные в эту эпоху.

Похожие материалы

Информация о работе