38 лет спустя после открытия Америки (в 1530 г.), когда продолжительные путешествия сделались сравнительно обычными, Р.Гемма Фризий писал об пользовании глобусами. Его книга заключала в себе много ценных сведений для моряков того времени и была переведена на французский язык 50 лет спустя. Ниже приводятся некоторые места этой книги, интересные с точки зрения кораблевождения. Имеется хорошее описание сферы и ее кругов: наклонение экватора к эклиптике дано в 23°30'. Расстояние между меридианами должно измеряться по экватору, считая 15° на один час времени; долгота должна определяться по затмениям Луны или по соединениям и считаться от Счастливых (Азорских) островов. Широта должна измеряться от экватора, а не от эклиптики. Употребление глобусов объяснено весьма основательно и точно. Шкала для измерения расстояний помещена на экваторе. 15 германских лиг, или 60 итальянских лиг, принимаются равными одному градусу. Итальянская лига равнялась восьми стадиям, или 1000 шагов, следовательно, градус был принят слишком малым.
Нам известно, что на плоских картах из различных точек моряки проводили линии (т.е. компасные курсы), которые были им весьма полезны с тех пор, как было открыто свойство магнитной стрелки; нужно припомнить, что параллельные линейки в то время еще не были известны, так как они были изобретены Морденте в 1584г. Такие веера линий оставались на морских картах до сравнительно недавнего времени. Гемма дает правила для точного нахождения курса и расстояния, только он трактует разность долгот как отшествие. Например, если разность широт и разность долгот равны, указываемый Геммою курс лежит между двумя главными румбами, т.е. равен 45о . Он обращает внимание на то, что курсы, которыми идет корабль, не прямые линии, а кривые, так как они не следуют по большому кругу, и что расстояние можно более точно измерять на глобусе, чем на карте. О приливе говорится, что он поднимается вместе с Луной, что полная вода наступает тогда, когда Луна на меридиане и 12 часов спустя.
Хотя о стенных часах как о недавнем изобретении и упоминается в 1484 г., карманные часы оставались неизвестными примерно до 1530 г., когда Гемма ухватился за идею использовать часы для определения разности долгот между двумя местами по сравнению местных времен в один и тот же момент.
Однако часы были еще слишком неточны, чтобы иметь практическое применение, и их заступник предлагал вводить для них поправки посредством водяных или песочных часов. Для грубого определения времени на корабле употреблялись песочные часы; любопытно отметить, что часовые и получасовые склянки употреблялись с этой целью в Британском флоте до 1839 г. Внешний край компасной картушки разделялся прежде на 24 равных части, занумерованных, как часы, пока ошибка от такого определения времени по пеленгам Солнца не была указана Девисом в 1607 г.
В 1545 г. Педро де Медина издал в Вальядолиде книгу под заглавием "Arte de Navigar", посвятив ее дону Филиппу, принцу испанскому. Это, кажется, первая из когда-либо изданных книг, исключительно трактующая о кораблевождении. Она была вскоре переведена на французский и итальянский языки, а спустя несколько лет и на английский. Хотя это произведение с большими претензиями и вышло в свет спустя два года после смерти Коперника, однако, астрономическая система в ней целиком Птолемеева. Общий вид данной в ней карты Средиземного моря, Атлантического океана и части Тихого океана говорит в ее пользу, но изучение карты обнаруживает ее весьма невысокую точность. Масштаб, разбитый на равные части вблизи центра карты, простирается от экватора до того места, которое должно изображать 75° широты; по этой шкале Лондон должен быть на 55° вместо 51 1/2° , Лиссабон - на 37 1/4° вместо 38°42'. Экватор изображен проходящим вдоль берега Гвинеи вместо того, чтобы отстоять более чем на 4° южнее. Гвинейский залив простирается на 14° дальше, чем следует, к востоку, а Мексика - намного дальше к западу. Хотя на карте имеется много вертикальных линий на неравных друг от друга расстояниях, но они не изображают собой меридианов; на карте нет указаний на долготу. Тут становится очевидной важность двух необходимых условий: знать действительную длину любой дуги и уметь изображать поверхность шара на плоскости или бумаге.
В 1556 г. Мартин Кортес издал в Севилье "Arte de Navigar". Он дает хороший чертеж градштока и астролябии, а также таблицу Солнца на четыре года. (Наибольшая величина склонения указана 3°33') и месяцеслов. Движения небесных тел описаны согласно господствовавшим в то время воззрениям, земля принимается неподвижной. Он рекомендует чаще определять высоту полюса, так как оцениваемое по счислению проплытое расстояние бывает неточным. Кортес предлагает инструмент своего изобретения для определения часа, курса корабля и точки захода Солнца. В его книге приводится очень точная таблица расстояний между меридианами для каждого градуса широты; посредством этой таблицы моряк мог легко переводить разность долгот в отшествие. В правилах для определения широты по Полярной звезде предполагается, что звезда эта отстоит на 30 от полюса. Мартин Кортес приписывает приливы всецело влиянию Луны и дает наставления для нахождения времени полной воды в Кадиксе; зная его, посредством вращающейся внутри круга с часами и картушки с нанесенным на ней «олоастом» Луны, можно найти время в любом другом месте, для которого картушка установлена.
Третья часть труда Мартина Кортеса посвящена картам; Кортес жалуется на то, что ученые ничего не предпринимают. чтобы сделать карты точными, и что лоцмана и мореплаватели пользуются плоскими картами, которые неверны. В Средиземном море и в "Канале Фландерса" отсутствие хороших карт менее ощутимо, так как при плавании в этих местах не руководствуются высотой полюса. Ввиду того, что некоторые из последующих писателей приписывали Кортесу честь первой мысли об увеличении градусов широты по принципу Меркатора, здесь приводятся точные слова Кортеса. При построении карты Кортес советует избрать какое-нибудь хорошо известное место вблизи центра намеченной карты, например, мыс Сан-Висенти, который и обозначить 37°, и от него к Арктическому полюсу градусы возрастают; а от него к экватору они идут, уменьшаясь; а от последнего к антарктическому полюсу, увеличиваясь. Казалось бы, с первого взгляда, что под этим и подразумевается, что промежутки между параллелями возрастают по мере увеличения широты, но образчик карты в книге не оправдывает такого заключения. Карта эта протяжением от 34 до 40°, и деления не равные; очевидно, случайно градусы самой высокой и самой низкой широт сделаны самыми длинными. Кортес, очевидно, был не в состоянии определить длину градуса, а, следовательно, и окружность земного шара. Градусы долготы не нанесены, но указывается, что для изображения первого меридиана надо провести вертикальную линию "через Азоры или ближе к Испании, где на карте больше свободного места". При таких условиях невозможно ни определить, ни проверить долготы различных мест, указанные в эту эпоху.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.