Уильям Канингам в 1559 г. издал книгу под названием "Подзорная труба", в которой учит для построения карты разделить центральный меридиан на равные части, а другие меридианы с каждой его стороны проводить отстоящими вверху и внизу от центрального меридиана пропорционально отшествию в самой высокой и самой низкой широтах; с этой целью приводится таблица отшествий очень точная, до 3-го знака шестидесятых дробей. Карта была бы превосходной, если бы не параллели, проведенные прямыми линиями вместо кривых. В другом примере, где изображается четвертая часть сферы, меридианы и параллели все кривые линии; это было бы хорошо, если бы только меридианы не были слишком неровны .
В 1581 г. Михаил Куанье из Антверпена издал морские карты, а также небольшой трактат, где он объясняет ошибки Медины; Куанье, вероятно. Был первым, кто говорил, что локсодромия образует около полюса спираль. Он издал также таблицы склонения Солнца и подметил постепенное уменьшение наклонности эклиптики. Он описал градшток с тремя крестовинами, который в то время повсеместно употреблялся на море.
Голландские карты с 1584 г. издавались атласами, с трактатом по навигации в виде введения.
В 1585 г. Родриго Заморано, бывший в то время лектором в Морском училище в Севилье, издал краткий и ясно написанный конспект по кораблевождению; в своем желании иметь лучшие карты он следует Кортесу.
Андрее Гарсия де Цеспедес, заместитель Заморано в Севилье, издал в 1606 г. в Мадриде трактат по кораблевождению. В 1592 г. Петр Планциус издал свою всеобщую географическую карту, на которой были указаны открытия в Ост- и Вест-Индии и в направлении к северному полюсу. Эта карта не сделала ему много чести: градусы широт равны, но расстояния между меридианами различны. Планциус показал Лондон под широтой 51°32' и долготой 22°, из чего видно, что первый меридиан должен был быть более чем на 3° восточнее острова Св. Михаила.
Около этого времени великие усовершенствования в составлении карт были сделаны Меркатором. С воспроизведений древних карт Меркатора можно сделать следующие измерения. Генеральная карта Северной Америки 1569 г. от 25о до 79° широты имеет в длину от N к S 2 фута, а в ширину 20 дюймов. Другая карта той же самой эпохи от экватора до 60° южной широты длиной в 15,8 дюйма. Карты согласуются одна с другой, небольшое расхождение допущено в разбивке сетки. По сравнению с современной таблицей меридиональных частей все расстояния между параллелями слишком малы. Так как все расстояния меньше истинных, то, возможно, что Меркатор просто боялся давать настоящие расстояния.
В 1594 г. прославленный мореплаватель Джон Девис издал брошюру "Секреты моряка". Он различает плавания трех видов: горизонтальное, парадоксальное и по дуге большого круга. Его горизонтальное плавание состоит из коротких переходов, которые могут быть нанесены на плоском листе бумаги. При парадоксальном, или космографическом, плавании рассчитываются долгота, широта и расстояние; это плавание представляет собой соединение многих "горизонтальных" курсов в один "безошибочный или истинный", т.е. то, что в настоящее время называется составным, или Меркаторским счислением. Свой "парадоксальный курс" Девис списывает правильно, как локсодромию, которая есть прямая линия на карте и кривая на глобусе. Он указывает ошибки обыкновенной, или простой карты и обещает, если удосужится, издать "парадоксальную карту". Появилась ли подобная карта, неизвестно, но Девис несколькими годами позже содействовал Райту в построении его карты, известной как меркаторская. Плавание по дуге большого круга на шаре описано Девисом ясно; чтобы сделать его более практичным, Девис разделяет длинное расстояние на несколько коротких локсодромий совершенно точно. Вследствие навыка, бывшего у мореплавателей в обращении с глобусами, основы плавания по дуге большого круга были небезызвестны и в более старое время; действительно имеется указание, что С.Кабот проектировал путешествие через Северный Атлантический океан по дуге большого круга в 1495 г.
Приводимый Девисом список инструментов, необходимых опытному моряку, заключает в себе морской компас, градшток, карту, квадрант, астролябию, "магнитный инструмент" для нахождения склонения компаса, горизонтальную планисферу, глобус и парадоксальный компас. О трех первых Девис говорит, что они удовлетворяют требованиям морской практики, астроябия и квадрант считаются им ненадежными для морских наблюдений. Он ясно указывает на важность знать время приливов при приближении к гаваням, где имеются приливы или бар, а также указывает способ определять это время по возрасту Луны. Таблица склонения Солнца дается им для полдня каждого дня в течение четырех лет. Наибольшая величина склонения указана в 23°28'. Для различных курсов и расстояний разность широт и отшествие подсчитаны точно. Образчик шканечного журнала имеет только одну строчку для каждого дня, но расположение столбцов такое же, как в современном журнале. Девис указывает, что первый меридиан проходит через остров Св.Михаила потому, что в этом месте нет склонения, и что, следовательно, этот ме ридиан проходит как через магнитный, так и через географический полюсы земли. Он не упоминает о меркаторской карте, ни в связи с именем Кортеса, ни в связи с именами других писателей по кораблевождению. Девис указывает правила для нахождения широты по двум высотам Солнца и разности азимутов, а также по двум неподвижным звездам с помощью глобуса;
у него имеется чертеж квадранта с отвесом для измерения зенитного расстояния и чертеж одной из разновидностей градштока, когда наблюдатель при пользовании им стоит спиной к Солнцу и смотрит на горизонт через мишень, укрепленную на конце штока, в то время, как тень от верхнего края подвижного выступа падает на эту же мишень. Этот прибор, известный под именем "back-staff', является усовершенствованным градштоком. Он был снабжен отражательным стеклом (рефлектором) и впервые, таким образом, грубо осуществлял идею, положенную в основание устройства квадранта или секстана. Инструмент этот оставался во всеобщем употреблении до тех пор, пока не был в 1731 г. заменен Гадлеевским квадрантом.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.