История кораблевождения, страница 3

Эдуард Райт из Кайского колледжа в Кембридже в 1599 г. издал ценное сочи­нение, озаглавленное "Некоторые по­грешности в кораблевождении, обнару­женные и исправленные". Одна часть этой книги есть перевод из Родриге Заморано; в ней имеется одна глава из Кортеса и одна из Нониуса. Годом позже Райт выпу­стил в свет карту всего света, на которой оба мыса (Доброй Надежды и Горн) и не­давние открытия в Ост-Индии и Америке изображены достоверно и научно, на­сколько позволяли его сведения об их ши­ротах и долготах. Точно показана и север­ная оконечность Австралии.

Райт говорит о самом себе, что он все­ми силами старается устранить погрешно­сти в картах, компасе и градштоке, в скло­нении Солнца и звезд. Он замечает, что инструменты, в то время только что во­шедшие в употребление, "едва ли могут быть улучшены", так как они достигли "со­вершенства" - в особенности морская кар­та и компас, хотя относительно последне­го Райт выражает надежду, что, может быть, "столь грубые и неуклюжие приемы в обращении с ним будут оставлены". Райт дает таблицу магнитных отклонений и объясняет ее геометрическую конструк­цию. Он также дает таблицу склонения Солнца, которой английские моряки могут пользоваться в течение четырех лет; наи­большая величина склонения дана 23°31'30". Широту Лондона он принимает 51°32'. Он говорит также о "наклонении" морского горизонта, рефракции, парал­лаксе и движениях Солнца. При всех этих познаниях Земля рассматривается им, тем не менее, как неподвижная, несмотря на то, что Райт ссылается на Коперника и го­ворит, что последний упустил из виду по­правку на параллакс

Райт определил склонения 32 звезд и сделал много улучшений или добавлений в искусстве кораблевождения, замечая, что все задачи могут быть решены триго­нометрическим уравнением, без глобуса или карты. Он изобрел морские кольца для на­блюдений и морской квадрант, для пользо­вания которым нужны были два человека и который в каком-то отношении был похож на квадрант Девиса.

Большим следом, оставленным Рай­том, было открытие точного и однообраз­ного метода, до сих пор называемого име­нем Меркатора, для разделения линии ме­ридиана и для составления карты. Райт дал следующее превосходное общедос­тупное описание основания меркаторских карт: "Предположим, что сфера (представ­ляющая собой земной шар), вписанная в полный цилиндр, надувается, подобно пу­зырю, одинаково в каждой своей части (т.е. столько же по долготе, как и по ши­роте), пока не совпадет с внутренней по­верхностью цилиндра; каждая параллель при этом последовательно от экватора к каждому из полюсов вытягиваетя до тех пор, пока ее диаметр не сделается рав­ным диаметру цилиндра; вследствие это­го и меридианы удаляются один от друго­го в стороны, пока они повсеместно не будут отстоять друг от друга на таком рас­стоянии, как на экваторе. Таким образом,  сферическая поверхность сделалась бла­годаря растяжению цилиндрической, а, следовательно, и плоской поверхностью, так как поверхность цилиндра есть не что иное, как плоская поверхность, обернутая вокруг него. Развернув подобный цилиндр на плоскость, получим на ней изображе­ние меркаторской карты всего света"

Однако это важное усовершенствова­ние основ построения карт небыстро вос­принималось моряками, которые, рас­сматривая его, как они полагали, с точки зрения практического его применения, на­ходили веские основания быть разочаро­ванными. Положения большинства мест на земном шаре первоначально были опре­делены неточно, при посредстве очень грубых курсов и счислимых расстояний по плоским картам и с них перенесены на новую проекцию; поэтому ошибки в курсах и расстояниях, в действительности, происхо­дящие вследствие ошибочности самих мест, были несправедливо приписаны но­вой и точной картографической проекции.

Когда в 1614 г. появился "Чудесный Ка­нон" шотландского математика Непера (1550-1617 гг.), Райт сразу признал цен­ность логарифмов как пособия для кораб­левождения и взялся за перевод его кни­ги, до издания которой он не дожил. Таб­лицы Гунтера (1581-1626 гг.), изданные в 1620 г. сделали возможным применение нового открытия к кораблевождению, и это было выполнено Аддисоном в его 'Ариф­метическом кораблевождении": в этих таблицах давались логарифмы сину­сов и тангенсов с наставлением для пользования и применения их к навигации. Таблицы выдержали несколько издании и больше столетия со­храняли за собой свою репутации,

Возможности производить точные наблюдения в море или на берегу весьма значительно посодей­ствовало сделанное около этого времени изобрете­ние Пьера Верньера, носящее его имя; описание этого изобретения было издано в Брюсселе в 1631 г. Так как квадрант Верньера был разделен только на полуградусы, то сектор, как он его назвал, занимал 141/2 градуса, а на этом пространстве были нанесе­ны 30 равных делении. Так как каждое деление сек­тора содержало 29 минут дуги, то верньер мог быть отсчитан до минут. Верньеры, ныне повсеместно принятые у секстанов, можно отсчитывать до 10 се­кунд. Вскоре после изобретения верньер был реко­мендован для употребления П.Буге и Жоржем Дуаном, который описывает его в трактате, озаглав­ленном "Устройство и пр. нового квадранта". Около этого же времени Гасконь приспособил к берегово­му квадранту телескоп, а Гевелий изобрел микро­метрический винт, позволяющий сообщать алидаде медленное и плавное движение вблизи желаемого положения. Все эти практические усовершенство­вания применялись у более грубых морских инстру­ментов до изобретения Гадлеем секстана в 1731 г.

В 1635 г. Генрих Геллибранд опубликовал свое открытие годового изменения склонения магнитной стрелки; это изменение было обнаружено при срав­нении результатов его собственных наблюдений с наблюдениями В.Беруса и Эдмунда Гунтера.