Эдуард Райт из Кайского колледжа в Кембридже в 1599 г. издал ценное сочинение, озаглавленное "Некоторые погрешности в кораблевождении, обнаруженные и исправленные". Одна часть этой книги есть перевод из Родриге Заморано; в ней имеется одна глава из Кортеса и одна из Нониуса. Годом позже Райт выпустил в свет карту всего света, на которой оба мыса (Доброй Надежды и Горн) и недавние открытия в Ост-Индии и Америке изображены достоверно и научно, насколько позволяли его сведения об их широтах и долготах. Точно показана и северная оконечность Австралии.
Райт говорит о самом себе, что он всеми силами старается устранить погрешности в картах, компасе и градштоке, в склонении Солнца и звезд. Он замечает, что инструменты, в то время только что вошедшие в употребление, "едва ли могут быть улучшены", так как они достигли "совершенства" - в особенности морская карта и компас, хотя относительно последнего Райт выражает надежду, что, может быть, "столь грубые и неуклюжие приемы в обращении с ним будут оставлены". Райт дает таблицу магнитных отклонений и объясняет ее геометрическую конструкцию. Он также дает таблицу склонения Солнца, которой английские моряки могут пользоваться в течение четырех лет; наибольшая величина склонения дана 23°31'30". Широту Лондона он принимает 51°32'. Он говорит также о "наклонении" морского горизонта, рефракции, параллаксе и движениях Солнца. При всех этих познаниях Земля рассматривается им, тем не менее, как неподвижная, несмотря на то, что Райт ссылается на Коперника и говорит, что последний упустил из виду поправку на параллакс
Райт определил склонения 32 звезд и сделал много улучшений или добавлений в искусстве кораблевождения, замечая, что все задачи могут быть решены тригонометрическим уравнением, без глобуса или карты. Он изобрел морские кольца для наблюдений и морской квадрант, для пользования которым нужны были два человека и который в каком-то отношении был похож на квадрант Девиса.
Большим следом, оставленным Райтом, было открытие точного и однообразного метода, до сих пор называемого именем Меркатора, для разделения линии меридиана и для составления карты. Райт дал следующее превосходное общедоступное описание основания меркаторских карт: "Предположим, что сфера (представляющая собой земной шар), вписанная в полный цилиндр, надувается, подобно пузырю, одинаково в каждой своей части (т.е. столько же по долготе, как и по широте), пока не совпадет с внутренней поверхностью цилиндра; каждая параллель при этом последовательно от экватора к каждому из полюсов вытягиваетя до тех пор, пока ее диаметр не сделается равным диаметру цилиндра; вследствие этого и меридианы удаляются один от другого в стороны, пока они повсеместно не будут отстоять друг от друга на таком расстоянии, как на экваторе. Таким образом, сферическая поверхность сделалась благодаря растяжению цилиндрической, а, следовательно, и плоской поверхностью, так как поверхность цилиндра есть не что иное, как плоская поверхность, обернутая вокруг него. Развернув подобный цилиндр на плоскость, получим на ней изображение меркаторской карты всего света"
Однако это важное усовершенствование основ построения карт небыстро воспринималось моряками, которые, рассматривая его, как они полагали, с точки зрения практического его применения, находили веские основания быть разочарованными. Положения большинства мест на земном шаре первоначально были определены неточно, при посредстве очень грубых курсов и счислимых расстояний по плоским картам и с них перенесены на новую проекцию; поэтому ошибки в курсах и расстояниях, в действительности, происходящие вследствие ошибочности самих мест, были несправедливо приписаны новой и точной картографической проекции.
Когда в 1614 г. появился "Чудесный Канон" шотландского математика Непера (1550-1617 гг.), Райт сразу признал ценность логарифмов как пособия для кораблевождения и взялся за перевод его книги, до издания которой он не дожил. Таблицы Гунтера (1581-1626 гг.), изданные в 1620 г. сделали возможным применение нового открытия к кораблевождению, и это было выполнено Аддисоном в его 'Арифметическом кораблевождении": в этих таблицах давались логарифмы синусов и тангенсов с наставлением для пользования и применения их к навигации. Таблицы выдержали несколько издании и больше столетия сохраняли за собой свою репутации,
Возможности производить точные наблюдения в море или на берегу весьма значительно посодействовало сделанное около этого времени изобретение Пьера Верньера, носящее его имя; описание этого изобретения было издано в Брюсселе в 1631 г. Так как квадрант Верньера был разделен только на полуградусы, то сектор, как он его назвал, занимал 141/2 градуса, а на этом пространстве были нанесены 30 равных делении. Так как каждое деление сектора содержало 29 минут дуги, то верньер мог быть отсчитан до минут. Верньеры, ныне повсеместно принятые у секстанов, можно отсчитывать до 10 секунд. Вскоре после изобретения верньер был рекомендован для употребления П.Буге и Жоржем Дуаном, который описывает его в трактате, озаглавленном "Устройство и пр. нового квадранта". Около этого же времени Гасконь приспособил к береговому квадранту телескоп, а Гевелий изобрел микрометрический винт, позволяющий сообщать алидаде медленное и плавное движение вблизи желаемого положения. Все эти практические усовершенствования применялись у более грубых морских инструментов до изобретения Гадлеем секстана в 1731 г.
В 1635 г. Генрих Геллибранд опубликовал свое открытие годового изменения склонения магнитной стрелки; это изменение было обнаружено при сравнении результатов его собственных наблюдений с наблюдениями В.Беруса и Эдмунда Гунтера.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.