В 1637 г. Ричард Норвуд, моряк и лектор по математике, в брошюре, озаглавленной "Искусство моряка", опубликовал отчет о своих усилиях сдвинуть один из самых больших камней преткновения на пути к исправлению навигации - именно о своих попытках определить истинную длину градуса или морской мили: Норвуд секстаном больше 5 футов радиусом определил широту места вблизи Тауэра в Лондоне в июне 1633 г. и одного пункта в центре Йорка в июне1635 г. и, тщательно исправив склонение, Солнцам введя поправки на рефракцию и параллакс, получил разность 2°28'. Затем, определив горизонтальные углы поворотов всех промежуточных точек и составив Специальную таблицу для исправления их относительных повышений и понижений, Норвуд измерил цепью расстояние между крайними точками. Незначительное число участков, которые он не был в состоянии измерить цепью, он измерил шагами. В результате получился вывод, что градус содержит 367,176 английских футов, что для морской мили дает 2040 ярдов - величину только приблизительно на 12 ярдов больше истинной. Сочинение Норвуда выдержало много изданий и сохранило свою известность на протяжении целого столетия. В позднейшем издании Норвуд говорит, что за неимением средств для определения долготы моряк должен полагаться на свое счисление. Он советует при употреблении полуминутной склянки вывя -. зыватъ узлы на лаглине через 51' фут один от другого. в точном соотношении с длиной мили. Норвуцу приписывают также открытие "наклонения' магнитной стрелки в 1676т.
Развитие искусства кораблевождения и было, и до сих пор неразрывно связано с прогрессом черчения географических и морских карт и точными астрономическими определениями положений мест на земной поверхности. Пока в древний период были известны, и применялись только способы практической астрономии для определения широты в море, не могло быть изобретено никакого способа для определения долготы, за исключением лишь грубого метода счисления пройденного кораблем расстояния; так что единственным способом достигнуть порта назначения было править так, чтобы вступить на параллель этого порта к востоку или западу от предполагаемого его положения и затем приближаться к нему, идя по его параллели. Успех этого способа зависел, без сомнения, в значительной степени от той точности, с которой была известна долгота этого порта. Даже с большими и более точными инструментами, употреблявшимися на береговых астрономических обсерваториях, средства для определения широты были значительно лучше тех средств, посредством которых могла быть получена долгота; применяя одинаково те и другие к различным небесным светилам, от положения которых зависит и определение положения точек на Земле, склонение светил, соответствующее широте места на Земле, определялось с гораздо большей точностью, чем их прямое восхождение (соответствующее долготе).
Нельзя было, однако, давать точные предсказания о положении Луны, звезд и планет, пока не были открыты законы, управляющие движением этих светил; для установления же этих законов необходимы, без сомнения, сведения о действительных положениях светил в различные, далеко отстоящие одна от другой эпохи.
В 1699 г. Эдмунд Галлей, впоследствии королевский астроном, командуя "Любовником", совершил плавание для пополнения сведений о долготах мест и склонении компаса. Результатами его путешествия явились составленная им первая карта магнитного склонения и предложение определять долготу по покрытиям неподвижных звезд.
Ввиду необходимости иметь более точные карты, равно как и настоятельной потребности определять долготу каким-нибудь пригодным для моряков простым и точным способом, много проектов предлагалось для осуществления этих целей. Одно время надеялись, что долготу можно будет определять непосредственно по наблюдению склонения компаса и сравнению его величины с величиною, указанной на картах. Однако единственно точный способ определения долготы состоит в определении разности времен, считаемых в один и тот же момент на меридиане наблюдателя и меридиане, принятом за нулевой. Поэтому до изобретения и усовершенствования хронометров разность времен, считаемых в двух местах в один и тот же момент, могла быть определена только по наблюдениям в этих местах одного и того же небесного явления.
Знаменитая задача определения долготы по лунным расстояниям привлекала внимание астрономов и моряков за много лет до того, как она была заменена более простым и точным современным способом - хронометрическим и послужила главным поводом к учреждению Королевской обсерватории в Гринвиче и изданию впоследствии "Морского альманаха". Очевидно, что если бы теория движения Луны была вполне постигнута, а положения небесных светил точно определены, то расстояния Луны от них для любого момента Гринвичского времени точно могли быть предсказаны, так что, если опубликовать вперед эти предсказания, то наблюдатель в любом месте земного шара простым измерением этих расстояний мог точно определить Гринвичское время; сравнение его с местным временем (которое в ясную погоду может быть часто и просто определяемо) дало бы долготу. Этот метод предвидел Дж. Вернер не позднее 1514 г.. но в течение многих лет большие трудности мешали его практическому применению.
До учреждения национальных астрономических обсерваторий невозможно было собрать огромное число наблюдений, необходимых для точного определения мест небесных светил, а до изобретения секстана не существовало инструмента, годного для употребления на море, которым можно было бы измерять нужные расстояния с необходимой точностью; с другой стороны, производившиеся вычисления были слишком сложны, чтобы получить всеобщее распространение среди тех. кому главным образом с ними приходилось иметь дело. Истинное основание теории движения Луны оставалось неизвестным до времени Ньютона, когда и лунная задача начинает занимать главное место в истории кораблевождения. Места звезд были до этого выведены из разнообразных, далеко не сходных между собой источников.
Начало современного кораблевождения можно смело считать с изобретения секстана в 1731 г. и хронометра в 1735г.
Литература
1. Сакеллари Н. Морской флот 1997, №№ 10;11;12.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.