Отличительные особенности
Гирокомпас «Вега» по сравнению с «классическим» гирокомпасом «Курс» имеет следующие отличительные особенности:
небольшие габариты, позволяющие устанавливать гирокомпас на малых судах;
наличие двух режимов работы: гирокомпас (ГК); гироазимут (ГА). Режим гироазимута дает возможность использовать прибор в высоких широтах и на быстроходных судах;
использование астатического гироскопа с косвенным методом управления от индикатора горизонта (ИГ), позволяющего снизить погрешности гирокомпаса при маневрировании (в ГК «Курс» применяется гироскоп с пониженным центром тяжести);
наличие схемы коррекции,
исключающей скоростную и широт
ную погрешности
чувствительного элемента (ЧЭ) (в ГК «Курс»
имеется корректор,
но он исключает скоростную девиацию только
из показаний
репитеров); .
применение торсионно-жидкостного подвеса ЧЭ, обеспечивающего центровку гиросферы и дающего возможность налагать на ЧЭ управляющие и корректирующие моменты;
отсутствие системы принудительного охлаждения. Вместо охлаждения осуществляется нагревание гироблока с автоматическим терморегулированием;
возможность быстрой замены гироблока без его разборки благодаря более совершенной конструкции (в Г К «Курс» для замены чувствительного элемента требуется полная разборка основно-го прибора).
Комплект приборов
Для судов морского флота ГК «Вега» выпускается в следу щей комплектации:
основной прибор (прибор ВГ-1); прибор питания (прибор ВГ-2); штурманский пульт (прибор
ВГ-3);
репитер (приборы 19 и 38);
курсограф (прибор 23);
преобразователь
(АМГ-200) с
магнитным
пускателем.
Прибор ВГ-1 (рис. 1) является основным, так как в нем находится чувствительный элемент гирокомпаса (гиросфера). Этот прибор реализует основное свойство гирокомпаса — устанавливаться своей главной осью по направлению истинно- i го меридиана. На лицевой панели
прибора имеются: переключатель 2 режимов электрических цепей на два положенния «Подготовка» и «Работа» и рукоятка 3 для ускоренного приведения гирокомпаса в меридиан. Шкала 1 предназначена для непосредственного отсчета курса судна.
Прибор ВГ-2 предназначен для питания электрической схемы гирокомпаса. В нем находятся: трансформаторы, выпрямители, реле, предохранители. На лицевой панели (рис. 2) размещены кнопки 7 и 8 для пуска и остановки преобразователя, вольтметр 5 и переключатель 6 для проверки напряжения трехфазного тока в цепи питания гиромотора; счетчик 4 суммарного времени работы гирокомпаса; сигнальные табло 1, 2, 3, показывающие наличие тока в основных цепях («Агрегат», «Гирокомпас», «Система»).
Рис. 2 Рис. 3
Прибор ВГ-3 является штурманским пультом и трансляционным прибором гирокомпаса. В нем размещены узлы репитерной передачи и системы коррекции. На передней части прибора (рис. 3) находятся: репитер курса 5; указатель скорости 6; шкала широты 7; рукоятки 8 и 9 для установки скорости и широты; переключатель 10 режимов работы («Гирокомпас»—«Гироазимут»); сигнальные табло 3 и 4, показывающие режим работы («Гирокомпас», «Гироазимут»); сигнальное табло 2 «Подготовка» (горит только на начальной стадии работы гирокомпаса и гаснет при переводе схемы в режим «Работа»); контрольное табло 1 «Отклонение температуры» (загорается при перегреве основного прибора).
Приборы 19 и 38 (репитеры), 23 (курсограф), АМГ-200 (агрегат питания) являются унифицированными и используются в гирокомпасах других типов. Репитеры служат для дистанционного курсоуказания и пеленгования; курсограф — для записи курса судна; агрегат питания — для преобразования судового трехфазного тока стандартной частоты (50 Гц) в трехфазный ток повышенной частоты (500 Гц).
Приборы ВГ-1, ВГ-2 и АМГ-200, как правило, устанавливают в отдельном помещении, специально предназначенном для гирокомпаса. Это помещение должно быть как можно ближе к центру тяжести судна.
Приборы ВГ-3, 23 и 38 устанавливаются в штурманской рубке; прибор 19 (репитер для пеленгования) —- на крыльях мостика.
Работа гирокомпаса в режиме гироазимута
Корректируемый гирокомпас в основном режиме управляется от индикатора горизонта. При маневрировании, особенно в высоких широтах и на больших скоростях, сигнал от ИГ будет иметь ошибку, вызываемую действием сил инерции на индикатор горизонта. В результате этого у гирокомпаса при маневрировании появляется инерционная девиация. Для уменьшения инерционной девиации в ГК «Вега» приняты следующие конструктивные меры.
1. Сделаны упоры (с регулировкой), ограничивающие угол отклонения маятника ИГ (не более ± 1°). Отклонение маятника на 1гр соответствует ускорению 0,33 уз/с. При любом большем ускорении сигнал, снимаемый с ИГ, не превышает номинала.
2. Маятник ИГ сильно задемпфирован вязкой жидкостью, поэтому он практически не реагирует на кратковременные ускорения при резком маневре.
3. Период собственных колебаний ГК «Вега» по сравнению с ГК «Курс» увеличен в 2 раза. Это снижает погрешность при маневрировании также примерно в 2 раза. Несмотря на принятые конструктивные меры, у ГК «Вега» при маневрировании все же возникает инерционная девиация Для предотвращения ее появления предусмотрен второй режим работы прибора — режим гироазимута. В этом режиме из схемы управления исключается сигнал ИГ, создающий «маятниковый» момент
Для перехода в режим гироазимута в схеме имеется переключатель 14 (см. рис. 5). В режиме гироазимута чувствительный элемент (гиросфера) не обладает направляющим моментом, так как нет связи с ИГ, прибор становится нечувствительным к ускорениям при маневрировании и у него не появляется инерционная девиация. Но отсутствие направляющего момента вызывает непрерывный дрейф гиросферы, поэтому долго пользоваться таким курсоуказателем нельзя — у него накапливается все увеличивающаяся погрешность.
Погрешности гирокомпаса
Из-за неполной сбалансированности гиросферы, а также из-за неточной корректуры по широте и скорости у гирокомпаса появляется некоторая погрешность.
В режиме гироазимута — это дрейф гиросферы, т. е. ошибка, непрерывно увеличивается со временем.
В режиме гирокомпаса — это постоянная погрешность.
Для уменьшения ошибок в схему коррекции вводятся дополнительные электрические сигналы с помощью переменных резисторов «Дрейф» (1R14) и «Поправка» (1R19) (расположены в основном приборе ВГ-1).
Этими сигналами создается дополнительная закрутка горизонтальных и вертикальных торсионов на углы фу и фz, т. е. вводятся дополнительные моменты, которые вызывают прецессию гиросферы по азимуту и горизонту в сторону уменьшения погрешностей.
Регулятор «Дрейф» вырабатывает сигнал U6 торый обеспечивает дополнительную закрутку горизонтальных торсионов на угол фу, т. е. создает дополнительный момент Lудоп = Суфу.
При этом уменьшается дрейф гиросферы в режиме гироазимут.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.