Первоначальную установку регулятора «Дрейф» выполняют в режиме гироазимута, добиваясь минимальной скорости увода гиросферы (не более 1 град/ч).
| Регулятор «Поправка» вырабатывает сигнал U7который обеспечивает дополнительную закрутку вертикальных торсионов на угол ф2, т. е. создает дополнительный момент Lzдоп=Czфz
Первоначальную установку регулятора «Поправка» производят в режиме гирокомпаса, добиваясь минимального значения его постоянной погрешности.
При качке судна у гирокомпаса появляется дополнительная погрешность, обусловленная тем, что оси кардановых колец отклоняются от осей торсионов на некоторый угол. В результате этого появляется ложный сигнал из-за дополнительной закрутки торсионов. Для устранения этой ошибки в схеме предусмотрен преобразователь координат 11 (см. рис. 5), представляющий собой вращающийся трансформатор 1В4, роторная обмотка которого включена параллельно сигнальным обмоткам датчиков угла, вырабатывающим сигнал U\.
Со статорной обмотки трансформатора 1В4 снимается сигнал
где у — угол наклона корпуса прибора вокруг оси подвеса промежуточного кольца 4 (см. рис. 5).
Сигнал U8= U1siny поступает в общую схему суммирования сигналов и ликвидирует взаимное влияние следящих систем при наклонах корпуса гироблока, т. е. компенсирует небольшие углы закрутки торсионов при этих наклонах.
ЭКСПЛУАТАЦИЯ ГИРОКОМПАСА
К эксплуатации гирокомпаса на судне относятся действия, выполняемые при включении гирокомпаса, а также основные проверки и регулировки.
Включение гирокомпаса
Перед включением органы управления и контроля устанавливают следующим образом:
переключатель режимов электрических цепей (см. рис. 1, поз 2) в положение «Подготовка»;
рукоятку «Скорость приведения» (см. рис. 1, поз. 3) в среднее (фиксированное) положение;
переключатель «Режим» (см. рис. 3, поз. 10) в положение
«ГК» (гирокомпас);
переключатель «Следящая система» (внутри прибора ВГ -3) положение «Следящая система».
До включения гирокомпаса необходимо согласовать все репитеры (в том числе курсограф) с отсчетом курса по шкале прибора ВГ-3 (см. рис. 3, поз. 5), а также рукоятками 8 и 9 (см. рис. 3) ввести скорость судна и широту места по шкалам 6 и 7.
Включение гирокомпаса производится в следующей последовательности:
подают напряжение судовой сети 50 Гц, 110 В (при помощи выключателя, расположенного на распределительном щите и не входящего в комплект гирокомпаса). При этом в приборе ВГ-3 включается звуковой сигнал ревуна;
нажатием кнопки «Пуск» (см. рис. 2, поз. 7) включают преобразователь тока АМГ-200, в схему начинает поступать напряжение трехфазного тока 500 Гц, 120 В. При этом должны загореться надписи: в приборе ВГ-1 — «Пуск», «Подготовка»; в приборе ВГ-2 — «Агрегат», «Система», 50 Гц, ПО В; в приборе ВГ-3 — «Подготовка»; с помощью вольтметра 5 и переключателя 6 (см. рис. 2) проверяют напряжение в трех фазах питания гироблока. Оно должно быть равно (40±2) В;
проверяют токи в фазах. Для этой цели следует тестером измерить напряжение в гнездах Х1--Х2, ХЗ—Х4, Х5—Х6. Численные значения показаний тестера (в вольтах) соответствуют силе токов, протекающих в фазах гироблока. Пусковые токи в первой и второй фазах не должны превышать 1 А, а в третьей фазе в режиме форсированного разогрева ток равен нулю;
примерно через 30 мин после включения, т. е. когда закончится форсированный разогрев гироблока и разгон гиромотора (в при-ооре ВГ-1 гаснет табло «Пуск»), проверяют рабочие токи. Во всех трех фазах они не должны превышать 0,4 А. Погасание табло «пуск» говорит о том, что в схеме гирокомпаса включились и начали работать азимутальная и горизонтальная следящие системы и стало производиться автоматическое горизонтирование гироблока;
в период автоматического горизонтирования производят ручное приведение гирокомпаса в меридиан. Для этого в приборе ВГ-1 плавно поворачивают в нужную сторону рукоятку «Скорость приведения" (см. рис. 1, поз. 3) и устанавливают шкалу 1 на отсчет, равный истинному курсу судна, стоящего у причала По окончании приведения рукоятку устанавливают в среднее /фиксированное) положение;
через 10 мин после погасания табло «Пуск» в приборе ВГ-1 переключатель 2 (см. рис. 1) устанавливают в положение «Работа». В приборе ВГ-1 гаснет табло «Подготовка» и загораются табло «Обогрев» и «Гирокомпас», а в приборе ВГ-3 гаснет табло «Подготовка» и загорается табло «Гирокомпас», гирокомпас готов к работе.
Основные проверки и регулировки
После включения гирокомпаса необходимо выдержать его в работе не менее 2 ч и затем выполнить основные проверки и регулировки. Прежде всего проверяют согласованность репитеров по отношению к шкале курса прибора ВГ-3. Рассогласование должно быть не более 0,1°. В случае необходимости выключают следящую систему тумблером (внутри прибора ВГ-3), согласовывают репитеры и снова включают следящую,систему.
Согласование курсографа (прибор 23) по курсу можно производить отдельно, независимо от других репитеров, так как в кур-сографе имеется свой выключатель сельсина-приемника курса. Установку бумажной ленты курсографа по времени выполняют вручную, предварительно ослабив стопорный винт с насечкой, расположенный в верхней правой части лентопротяжного механизма. Качество работы гирокомпаса характеризуется в основном тремя параметрами: скоростью дрейфа (в режиме гироазимута), величиной поправки (в режиме гирокомпаса) и устойчивостью гирокомпаса в меридиане.
Для определения скорости дрейфа (ухода) переключатель режимов (прибор ВГ-3) устанавливают в положение «ГА» и производят пеленгование отдаленного предмета на протяжении 1 ч. разность отсчетов покажет среднее значение скорости дрейфа. Оно не должно превышать 1 град/ч. Причиной повышенного Дрейфа могут быть два обстоятельства: неправильная выработка сигнала U6 снимаемого с резистора 1R14 («Дрейф»), или неточ-ная Работа блока широтной коррекции (резистор 3R6 «sin ф» — сигнал U4).
Установка Регулировочных резисторов 1R14 («Дрейф») и 3R6 (sinф) выполняется следующим образом. Шкалу «Широта» (прибор ВГ-3) устанавливают на нулевой отсчет, т. е. убирают сигнал широтной коррекции U4, и определяют величину Дрейфа wд. В этом случае азимутальный дрейф характеризуется выражением wд=wд1+w sin ф, где wД1 —дрейф,
вызванный неправильной выработкой сигнала U6. a w sinф — видимый уход гироазимута из-за вращения Земли в широте мес-та ф (так как отсутствует широтная коррекция — сигнал (U4). Рассчитывают значение дрейфа wд1 обусловленного неправильной выработкой сигнала U6: wД1 = wд—wб sin ср.
Еcли дрейф wд1 превышает значение 1 град/ч, необходимо его уменьшить до нужной величины, регулируя сигнал U6резистором 1R14 («Дрейф»), который расположен под боковой крышкой внутри прибора ВГ-1.
После компенсации этой части дрейфа устанавливают шкалу «Широта» (прибор ВГ-3) на отсчет широты места ср. В этом случае сигнал широтной коррекции U4 должен полностью компенсировать видимый уход гироазимута из-за вращения Земли (w5 sin ф).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.