Расширение ассортимента выпускаемых и применяемых буровых долот, изменение их стоимости и работоспособности привели к тому, что обычные факторы, учитываемые при сравнении - механическая скорость проходки, чистое время бурения, общая проходка на долото – теряют свое значение как экономические показатели. Большинство специалистов в области бурения считают, что наилучшим показателем работы долота является стоимость метра проходки.
Стоимость 1 м бурения S (руб/м) в работах зарубежных и отечественных специалистов глубокого бурения чаще всего определяется по формуле (в принятых нами обозначениях):
(3.78)
где С – стоимость долота, руб; а – стоимость эксплуатации буровой установки, руб/ч; Тб – время механического бурения, ч; Тв – время вспомогательных операций в рейсе, ч; – проходка на долото, м.
Учитывая, что выражение /( Тб+ Тв) есть не что иное, как рейсовая скорость бурения, уравнение (3.78) можно представить в виде:
(3.79)
где Vp – рейсовая скорость проходки, м/ч.
В работе, посвященной разведочному бурения [36], стоимость 1 м бурения определяют по формуле:
(3.80)
где ССТ – стоимость станка-смены работы буровой установки без стоимости породоразрушающих инструментов; Т – общее время работы в смене; VM – механическая скорость бурения; Т1 – время спуско-подъемных операций, кратных рейсу; Т2 – время операций, кратных одному метру бурения; – проходка за рейс; Ц – стоимость породоразрушающего инструмента; L – проходка на коронку.
Первый член формулы (3.80) представляет собой отношение величины ССТ к сменной производительности установки. Стоимость станка-смены включает заработную плату рабочих, затраты на электроэнергию и материалы, а также затраты на амортизацию.
А.И. Спивак и А.Н. Попов [45] для глубокого бурения считают интегральным показателем работы долота себестоимость 1м проходки. Однако отмечают, что из-за сложности определения этого показателя более широко используется показатель стоимости 1 м проходки по затратам, зависящим от времени и рассчитываемым по формуле:
(3.81)
где Су – стоимость эксплуатации буровой установки в течение часа, руб.; ТСП – время на спуск и подъем долота для замены, ч; Тв – время на вспомогательные операции, отнесенные к рейсу, ч; Н – проходка на долото, м.
В формуле (3.81) отдельно выделяются затраты Тв, которые в условиях карьера связаны с переездом станка от скважины к скважине.
Формула (3.81) может быть представлена в виде:
где .
Подчеркивается, что проблема улучшения технико-экономических показателей бурения обусловливает необходимость непрерывной оптимизации не только конструкций породоразрушающих инструментов, но и режимов их работы. Общую постановку этих задач можно записать в виде: , где Сб – стоимость проходки 1м по затратам, зависящим от времени для достигнутого (базового) уровня развития техники и технологии бурения.
Беликов В.Г. и Посташ С.А. [46, 47] применительно к глубокому бурению отмечают, что в настоящее время нет методики, полностью учитывающей комплексное влияние работы долот на технико-экономические показатели бурения скважин. Ее разработка является актуальной задачей. В их работах, как и в работе А.И. Спивака, предлагаются различные функциональные критерии оценки работоспособности долота по энергетическим или скоростным характеристикам, а также критерии производительности и стоимости бурения. В частности, при бурении глубоких скважин в осложненных условиях предлагается оценку работы долот вести по скорости Vст, отражающей среднесуточный темп углубления скважины с учетом всех технологически необходимых работ, связанных с работой долот, и определяемой по формуле:
(3.82)
где Н – общая проходка долотами данного типа (или модели) в рассматриваемых условиях бурения м; Тб – общее время механического бурения, ч; ТСПС – общая продолжительность спуско-подъемных операций и замен долот, ч; Квп – коэффициент, учитывающий прочие вспомогательные работы, связанные с проходкой глубокой скважины (профилактика бурового оборудования и др.); tвк - средняя продолжительность вспомогательных операций, выполняемых при каждом рейсе долота (промывка скважины, подготовительно-заключительные работы к спуску и подъему инструмента и др.), ч; n – количество рейсов долот (число долот); крем – коэффициент, учитывающий ремонтные работы.
Для экономической оценки эффективности долот в глубоком бурении рекомендуется пользоваться так называемой экономической скоростью проходки, вычисляемой по формуле:
(3.83)
где tб – продолжительность механического бурения в рейсе, ч; tp.o – продолжительность остальных работ, входящих в рейс, наряду с tб, ч; tp = tб + tp.o – продолжительность рейса долота, ч; Cd – стоимость долота, руб; Сч – эксплуатационные затраты, отнесенные к 1 часу бурения, руб.
Применяют также показатель рейсовой стоимости 1 м проходки:
. (3.84)
Экономический эффект от ускорения проходки скважин обычно определяют по формуле:
(3.85)
где - экономия времени и количества долот соответственно.
Формулы (3.84) и (3.85) отражают специфику глубокого бурения, но не вполне соответствуют друг другу.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.