Приток подземных вод в карьер опредёлен по методу водного баланса для периода максимального развития горных работ. Ожидаемые притоки: на горизонт +825 метров – 290 м /час; на горизонт +680 метров – 240 м /час; на горизонт +600 метров – 180 м /час; на горизонт +480 метров – 140 м /час.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что месторождение находится в относительно простых гидрогеологических условиях.
3. ГОРНАЯ ЧАСТЬ
3.1 Современное состояние горных работ
По состоянию на 01.01.2002 г. нижний рудный горизонт находится на отметке 760 метров. Работы по добыче руды ведутся на 760, 770, 780 горизонтах, вскрышные работы производятся на горизонтах 770, 780, 790, 800, 810, 820.
Схема вскрытия Кия-Шалтырского месторождения – комбинированная. Рабочие горизонты нагорной части месторождения, имеющие непосредственный выход на поверхность, вскрыты заездами с соответствующих отметок рельефа. Все горизонты глубинной части вскрыты капитальной траншеей, пройденной в северной части карьера с горизонта 790 м на горизонт 760 м и автомобильным съездом спиральной формы (лист 2). Для перевозки вскрышных пород в отвалы предусмотрены два петлевых ответвления на отвалы южного и северного направлений.
По условиям залегания рудного тела и физико-механическим свойствам полезного ископаемого и вмещающих пород для разработки Кия-Шалтырского месторождения принята углубочная продольно-поперечная система разработки с перемещением вскрышных пород на внешние отвалы. Смесь руды (40-60%) и породы (40-60%) от селективной добычи вывозится на специальные склады для сильно разубоженных руд. Руда перевозится на дробильно-шихтовочное отделение.
Подвигание фронта в добычной зоне – поперечное одновременно с двух флангов (северо-западного и юго-восточного). На вскрышных уступах –продольное положение фронта работ с подвиганием от рудной залежи к предельному контуру карьера на западном и восточном бортах.
Высота уступов составляет от 10-15 до 30-45 метров. Углы откосов рабочих уступов составляют 70-80 градусов. Углы погашения уступов равны 65-70 градусов. Ширина предохранительных берм 6-18 метров.
Транспортирование вскрышных пород на отвалы и руды на дробильно-шихтовочное отделение выполняют автосамосвалами БелАЗ-7519 грузоподъемностью 110-120 тонн. Цех внутрикарьерного транспорта для ведения технологических горных работ имеет 15 автосамосвалов. За 2000 год объем перевозок горной массы автосамосвалами составил 20529,8 тыс.т при среднем расстоянии транспортирования 1,76 км.
Погрузку горной массы в средства транспорта осуществляют экскаваторами ЭКГ-8,,И’’ (2ед), ЭКГ-10 (4ед), ЭКГ-12,5(1ед). На дробильно-шихтовочном задействованы два экскаватора ЭКГ-5,,А’’ и один ЭКГ-8,,И’’. Их используют на погрузке и усреднении руды на складах ДШО.
Блоки под массовые взрывы обуривают станками шарошечного бурения СБШ-250МН (9ед) с диаметром долота 244,5 миллиметров. Годовая производительность буровых станков составила 273822 м.
Бурение скважин – вертикальное и наклонное с углом наклона до 30 градусов к вертикали, сетка скважин устанавливается по каждому типу горных пород, слагающих месторождение, согласно типовому проекту буровзрывных работ для Кия-Шалтырского нефелинового рудника.
Обуривание завышений по подошве и полок на косогорах осуществляется станками шарошечного бурения типа БТС-150 с диаметром долота 145 миллиметров.
Бурение скважин заоткоски производится станками СБШ-250МН. Скважины экранирующей щели бурятся под углом 72 градусов к горизонту, глубиной 31 метр, расстояние между скважинами 1,5 метра. После обуривания серии контурных скважин заоткоски производится зарядка гирляндами из связок патронированного аммонита №6ЖВ, связанных детонирующим шнуром ДШЭ-12.
Негабаритные куски породы взрываются накладными зарядами аммонита №6ЖВ и кумулятивными зарядами ЗКН.
Взрывание скважинных зарядов короткозаменное и осуществляется при помощи ДШЭ-12. Инициирование ДШЭ-12 производится электро-детонаторами короткозамедленного и мгновенного действия. Схемы взрывания, в зависимости от горно-геологических условий и требуемого качества дробления, порядные, диагональные и комбинированные. В зависимости от физико-механических свойств пород, применяемых схем взрывания и сетки скважин интервал замедления применяемых пиротехнических реле РП-8 колеблется от 10 до 70 мс. Конструкция скважинных зарядов по первому ряду сплошная, по второму и последующим рядам – сплошная или рассредоточенная. При взрывании скважинных зарядов в обводненных условиях применяют гранулотол, в сухих скважинах – граммонит 79/21, аммонит №6ЖВ. В 2000 году было взорвано 6790 тыс.м горной массы, а расход ВВ составил 0,92 кг/м3.
В последнее время на Кия-Шалтырском карьере скважины заполненные водой стали заряжать с использованием полиэтиленовых рукавов. Это позволило применять менее водоустойчивые ВВ, но более дешевые. Также успешно прошла испытания и нашла применение на Кия-Шалтырском карьере прннципиально новая система взрывания СИНВ.
Способ отвалообразования на руднике в соответствии с видом транспорта – бульдозерный. Парк бульдозеров представлен семью бульдозерами Д-572 и одним ДЗ-59ХЛ.
Глиноземное производство требует поставку товарной нефелиновой руды стабильного качества, без резких колебаний по основным компонентам.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.