Происхождение философии. Современные концепции происхождения философии. Общеисторические предпосылки происхождения философии. Феномен интуиции, страница 5

Интуиция и мифология тождественны по признаку универсально­сти каждой из них по отношению к своему собственному Миру, но диаметрально противоположны, во-первых, по исходному основанию и направленности. Исходным основанием мифологии является целост­ность родовой жизни, а ее направленность детерминирована необходимостью безраздельного воздействия на частную жизнь любого индиви­да. Для интуиции, напротив, исходным основанием является частная жизнь индивида, а ее направленность продиктована необходимостью осознания предельной целостности своего, поначалу очень малого Мира. Они противоположны, во-вторых, еще и по способу существо­вания, и по форме актуализации. Мифология сама «встроена» в целост­ный мир первобытного бытия, а ее форма на любом этапе своей акту­ализации остается принципиально нерефлексивной. Интуиция, напро­тив, рождается с момента овладения языком и с пробуждением созна­ния каждого индивида, а формой ее конкретной актуализации всегда является обратная связь, или, говоря иначе, рефлексия. Интуиция, правда, характеризуется еще минимальной рефлексией, представлен­ной всего лишь в виде мгновенного озарения, догадки. Она еще неус­тойчива как форма постижения действительности, оставаясь живым созерцанием, максимально приблизившимся к форме знания, но еще не ставшим таковым. Знание, как известно, всегда опосредствовано аб­стракцией, отвлечением от всякой чувственности, создающим эффект дистанцирования от «здесь и теперь» постигаемой реальности. Имен­но этого дистанцирования от объективной реальности и недостает ин­туиции, которая соединяет внутри себя живое созерцание и непосред­ственное знание.

Подведем итог тем общеисторическим преобразованиям, которые происходят во взаимосвязанном процессе неолитической революции, возникновения первых поселений «полуземледельческого, полупасту­шеского» типа и соответствующих этой новой реальности сдвигов в духовной жизни людей. Поскольку нас интересуют лишь те сдвиги, ко­торые имеют непосредственное отношение к происхождению филосо­фии, то итог этот может быть выражен предельно кратким образом. Самый глубокий исток философии находится не внутри мифологии, а во внешней для нее и допол­нительной по отношению к ней форме постижения! мира. Он находится в интуиции, рожденной самой реальной жизнью людей, их обновленными потреб­ностями, их новой чувственностью и интеллектом.I

Интуицию от философского самосознания отделяет еще такой же долгий путь, какой отделяет брошенное в землю зерно «дикого» злака от богатого урожая окончательно «окультуренного» растения. Но по­чему именно в интуиции скрывается начало тех духовных трансформа­ций, которые в конечном итоге с необходимостью приводят к возник­новению философского самосознания? Дело здесь не только в том, что интуиция, еще не являясь знанием как таковым, уже непосредственно приближается к нему. Еще важнее тот факт, что чувственность и интеллект образуют в интуиции единое пространство человеческой субъективности, находящееся в неразрывном соответствии с объективной целост­ностью преобразуемого людьми того Мира, в ко­тором они непосредственно живут. Исключительно ва­жен и тот факт, что данная в интуиции целостность субъективно-объек­тивного бытия людей так и остается навсегда неопределенной и в этом смысле принципиально неуловимой в контексте будущего. Говоря ина­че, интуиция создает лишь принципиальную возможность для последу­ющих трансформаций, направленных в сторону рационального зна­ния, но не больше. Этот факт имеет для нас как ближайшее, так и отда­ленное значение. Ближайшим значением ситуации неопределенности, связанной с интуицией, является необходимость поиска и нахождения новых, дополнительных оснований для понимания того, как происходит дальнейшее становление и усложнение духовной жизни людей. Логи­чески из интуиции нельзя вывести даже элементарную абстракцию, поскольку живое созерцание и непосредственное знание неотделимы так же, как неотделимы верх и низ, правое и левое и все иные бинарные оппозиции. Отсюда вытекает целая совокупность новых поисковых за­дач, требующих учета времени и обнаружения дополнительных пере­мен, связанных с дальнейшим становлением цивилизации.

Вывод об интуиции как о том исходном основании, на кото­ром в конечном итоге вырастает философия, в первую очередь должен быть обоснован и осмыслен исторически.

3. КОНКРЕТНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ФИЛОСОФИИ. ФЕНОМЕН ВЕРЫ

Нашей задачей становится теперь ответ на вопрос: имеется ли какая-то единая последовательность исторических событий, которая к VI веку до новой эры приводит к возникновению философии? Чтобы понять эту единую закономерность, попытаемся обособить историю станов­ления цивилизаций в тех регионах Старого Света (в Индии, Китае и Гре­ции), где эта цепочка оказалась успешно реализованной, и полностью абстрагируемся от тех случаев, когда эти процессы оказались либо на­долго затянувшимися, либо прерванными, например, на стадии воз­никновения «предфилософских» идей.

Сколь искусственным и формальным ни казался бы на первый взгляд такой исследовательский прием, он сразу же обнаруживает весьма любопытные исторические совпадения.