Размышления над мудростью как таковой доводит до теоретически осмысленных пределов Сократ. Предметом его бесконечных разговоров с учениками и простыми гражданами являются знание, искусство, добродетель, вера, справедливость, мужество — практически все, чем живут люди свободного города-государства. И примеры свои Сократ черпает из опыта демиургов, перенося творческий смысл их повседневной работы на все остальные виды человеческой жизнедеятельности. Но Сократ не только вопрошает, он все время добивается ясности в понимании очередного предмета обсуждения и размышления. Он извлекает конечный смысл из стремления понять знание как таковое, и таковым является истина. В нравственности его привлекает добро как внутренний смысл блага. В религии он учит; ценить не культ, а божественное начало в собственной д у ш е; в искусстве — прекрасное как таковое и т.д. Тот же самый путь Сократ избирает и в понимании мудрости. Его отношение к ней предельно четко выражает формула: философ — это не мудрец, это — всего лишь искатель мудрости.
Итак, во всех трех регионах — в Древней Индии, Китае и Греции основным способом становления философии становится рефлексия над мудростью как таковой, а говоря проще, умение соотнести между собой самые важные для жизни людей ориентиры и на этом пути сформулировать ответ на предельные вопросы человеческого бытия. Такое умение характерно и для стихийно складывающейся мудрости, но последняя всегда сплавлена с частной жизнедеятельностью людей, погружена в их повседневное бытие и отличается от сознания всех других индивидов только более высокой культурой мышления. Философия же доводит культуру мышления, свойственную мудрости, до ее исторически обусловленного необходимого индивидам уровня, основными признаками которого становятся сознание свободы, возведение мысли в форму всеобщности и предельная рефлексивность.
6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Общий итог поиска тех предпосылок, условий и оснований, которые имеют прямое отношение к исследуемой теме, может быть сведен к предельно краткой формуле: о т интуиции к рефлексии над мудростью —- таков путь происхождения философии как особой формы духовной культуры человечества. В отличие от прежней формулы («о т Мифа к Л о г о с у») новая формула ориентирована на понимание конкретного механизма и внутренней логики исторического становления и обновления философии. Такая ориентация обязывает назвать изложенную концепцию происхождения философии с о ф и о -генной и хотя бы кратко обозначить тот минимум признаков, совокупность которых придает философии ее неповторимую форму и предметную самодостаточность.
Первым формообразующим признаком философии является универсальность ее отношения к Миру. На универсальность претендуют и другие формы духовной культуры, в частности, мифология, религия и естествознание, но те средства и способы, с помощью которых они конструируют свои Миры, а именно: фантазия, вера и научные понятия, не в состоянии выразить или обосновать целостность Универсума в его отношении к индивиду. Эти способы были выработаны философией, на долю которой всегда доставалась роль особой силы, призванной интегрировать разнонаправленные тенденции в историческом развитии форм общественного сознания. Эту основную функцию философия стремится осуществить и в настоящее время с помощью своих категорий, принципов и концептуально организованных универсалий. Вторым основным формообразующим признаком философии яв ляется ее историчность, последовательно проведенная через взаим» связанное отношение бытия и мышления.
Существо третьего формообразующего признака философии пре-красно выразил В.Зенышвский: «Философия есть там, где есть искаю» единства духовной жизни на путях ее рационализации» [18. С. 382] Реализовать этот поиск может, конечно, не каждый человек, поскодьи для этого приходится овладевать некоторым минимумом теоретически оформленного знания. Но этого недостаточно, поскольку предметно! областью философии является не знание как таковое, а сама реальна! жизнь, жизнь всего множества людей, внутренний мир которых вклю-чает не только знание, но и веру, и подсознательные влечения, и бога-тую чувственность. Духовная жизнь людей питается всеми этими исто ками, и чтобы понять ее единство, философская мысль ищет и находит точки совпадения интересов всех людей.
И, наконец, четвертым формообразующим признаком философии является учет человеческой индивидуальности, вне отношения к которой немыслима ни исходная позиция философствования, ни какие бы то ни было другие его границы. Реальную жизнь людей изучает, конечно, и наука, но сферой компетенции любой науки является «особен ное» или, говоря иначе, отношение общего и единичного. В отличие ( любой науки, границы предметной сферы философского постижени действительности определяются отношением уникального к универ-i сальному и обратно. Применительно к реальной жизни людей в роли «универсального» выступает исторически развивающийся Мир человеческого бытия, а в роли «уникального», то есть «единственного »| своем роде», — принципиально неповторимая жизнь человеческой личности и осознание ею смысла своей жизни.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.