50 Как заметил Р.Штаммлер, содержание любого общеобязательного правила поведения является справедливым, когда оно соответствует по своему специфическому характеру идее социального идеала. Сама же материальная справедливость не имеет никакого абсолютного содержания.
Правда, по мнению ряда ученых, последнее заключение неверно. Имеется довольно много тождественных моментов в определении материальной справедливости. Например, в юридической литературе доказывается, что наличие одного из универсальных элементов содержания понятия материальной справедливости обусловлено очевидным фактом: поскольку в системе правовых норм политии находят отражение несовместимые друг с другом цели, происходит дезорганизация работы как общеполитийных руководящих структур, так и подчиненной им сферы. Естественно поэтому, что материальная справедливость в понимании и персонала общеполитийных органов управления, и остальных объединенных в максимальные политические организации лиц включает "идею рационального порядка и последовательности" задач, которые необходимо облечь в плоть юридических предписаний.
Такая аргументация неубедительна. Логическая непротиворечивость закрепляемых в праве политических программ отнюдь не всегда ставится их составителями в качестве своей особой задачи, степень реализации которой затем оценивается. Отчасти вследствие этого юридические системы многих политии полны противоречий. Другое дело, что подобного рода промахи в право-вом регулировании несомненно отрицательно сказываются на со- стоянии упорядоченности соответствующих политических тел.
Некоторые исследователи рассматривают в числе универсальных компонентов содержания категории материальной справедливости и другие теоретические положения, которые в действительности не могут трактоваться как повсюду присутствующие элементы объема этого понятия. Речь идет, в частности, об идее одинакового отношения общеполитийных органов управления ко всем членам максимальной политической организации в ее многообразных интерпретациях. Так, в соответствии с весьма распространенной концепцией подобного рода равенства, ограниченность фонда потребления всеобъемлющей политической организации произведенным ею продуктом предполагает справедливое или несправедливое его распределение. Оно будет справедливым, если общеполитийные органы управления отнесутся к трудоспособным членам политии и группам этих людей одинаково, то есть поставят посредством общеобязательного нормативного регулирования в равное положение применительно к удовлетворению систем их потребностей, а именно - в положение, в котором находится сама полития. Если всеобъемлющая политическая организация должна ограничивать свое потребление выработанными ею материальными и духовными благами, то и всякой группе трудоспособных лиц здесь, и каждому человеку из ее состава следует потреблять, за вычетом средств, идущих на содержание тех, кто находится на иждивении соответствующих работников, ровно столько благ, сколько данной группой трудоспособных или индивидом из числа последних произведено. Здесь налицо справедливое политическое устройство, функционирующее на основе справедливых общеобязательных правил поведения. Но и политическая организация общества, и правовые нормы не являются справедливыми, если указанного баланса производства и потребления нет. В этой ситуации политическая организация общества и нормы права устанавливаются и управляются мощными субъектами, которые, осознают они это или нет, проявляют больше заботы и уважения по отношению к членам особенного класса или к людям с особенными талантами или идеями, чем к другие.
Как показано в антропологической литературе, заявления о повсеместном присутствии этого, а также иных представлений о равенстве в содержании категории материальной справедливости не соответствуют действительности, поскольку "при исследовании культур мира быстро обнаруживается, что равенство как универсальный принцип справедливости является мифом". Так, этно- графами приводятся сведения о превалировании понимания материальной справедливости как неравного отношения общеполитийных руководящих органов к подчиненным им лицам за пределами Европы - в традиционном корейском обществе , у африканских лози. Однако разнообразные трактовки справедливости такого рода неравенства не чужды и общественному сознанию европейцев, получив развернутое изложение уже в произведениях Платона . Именно они многие века освящали рабовладельческие и крепостнические порядки на европейском континенте будучи в известной мере ослабленными христианской идеей равенства всех людей перед Богом. И лишь в XIX в. на представления большинства европейцев о справедливости стала оказывать сильное влияние идея И. Канта, согласно которой индивидуальное человеческое существо является целью само по себе , в связи с чем по справедливости никакой человек не может быть произвольно пожертвован для обслуживания целей другого человека или любого числа иных людей. Таким образом, в известных истории человеческих обществах неравенство отношения общеполитийных органов управления к субъектам внутриполитийной жизни считалось и считается справедливым. Очевидно, это одна из причин того, что, если мы будем искать примера для знаменитого основного принципа Соединенных Штатов "... все люди созданы равными, то на самом деле вряд ли найдем подобное равенство где-либо, за исключением разве диких охотников и обитателей лесов - да и там далеко не всегда. Данный вывод подтверждают не только уже приведенные материалы, но и иные многочисленные сведения из жизни разных народов мира прошлого и современности.
Какие бы цели субъекты внутриполитийной жизни ни стремились закрепить в праве, добившись этого, они оказываются заинтересованными в обеспечении формальной справедливости, то есть точной, беспристрастной и беспрепятственной реализации юридических норм. Решение такой задачи означает установление в политическом теле режима законности. Большая законность будет обеспечивать более безопасную базу для свободы и более эффективные средства для организации кооперативных схем. Причем так как принцип законности гарантирует только беспристрастное и правильное проведение в жизнь норм, какими бы последние ни были, он совместим с
эффективной реализацией любых воплощенных в праве представлений о материальной справедливости.
Утверждение прочного режима формальной справедливости и законности может произойти в политическом теле, лишь если в нем реализованы следующие условия. Во-первых, действия, предписываемые или запрещаемые нормами права, - такие, что их осуществления или из бегания можно ожидать от разумных людей; во-вторых, подобные дела рассматриваются подобным образом; в-третьих, нет правонарушения, которое не предусмотрено нормой права; в-четвертых, существуют правила юридического процесса (нельзя быть судьей в своем собственном деле, судьи должны быть беспристрастны и независимы и т.д.); в-пятых, составляющие право нормы логически согласованы друг с другом. Наконец, в-шестых, в политии имеет место так называемое господство права. В частности, всякий субъект внутриполитийной жизни, сформулировавший юридическую норму, связан ею до тех пор, пока она в установленном правом порядке не отменена или не изменена .
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.