52. Работы В.И. Ленина «государство и революция» и «пролетарская революция и ренегат Каутский».
Все свои взгляды на гос-во изложил в своем труде «гос-во и революции». Этот труд содержит теоретические – системное изложение - соответствующих ленинских представлений. В таком социальном установлении которым является гос-во присуще врожденная неотъемлемая сугубая классовость. Она принадлежит ему по нескольким причинам: 1) в гос-ве воплощен антагонизм классов, который расколол общество с тех пор как в нем установилась частная собственность и противоречивые группы с разными экономическими интересами. Ленин считал, что гос-во – это продукт и проявление непримиримости классовых противоречий. 2) гос-во по своей природе является классовым установлением, т.е. происходит комплектование аппарата. Гос-во лицами из среды господствующего класса. Но гос-венный аппарат не заполняют одни только выходцы из господствующего класса. Администрация может состоять также из других социальных слоев. 3) все гос-во является классовым, т.е. гос-во осуществляет только ту политику, которая выгодна господствующему классу, который отвечает его экономическим, политическим и идеологическим интересам. Отражение интересов всего общества в целом Ленин считает малозначительной деятельностью Ленин внёс большой вклад в Марксистскую идею: сущность учения Маркса о гос-ве усвоена только тем, кто считает, что диктатура одного класса является необходимой для всего общества. Суть всех гос-ва – диктатура классов. Этот закон гос-ва нельзя отменить или смягчить. Диктатуру класса Ленин рассматривает в определенной форме: 1) диктатура определенного класса составляет его власть, т.е. он господствует над всеми остальными социальными группами. Они должны бесприкословно подчиняться его воли и интересам поведения, действий всех членов общества. 2) эта диктатура включает в себя опору власти господствующего класса на насилие, которое применяется в различных формах. Насилие необходимо для диктатуры. 3) диктатура класса не связана какими бы то ни было законами. Демократия, свобода, права являются малозначительными компонентами общественно-политической жизни. Они являются лишь проводниками диктатуры класса, пряча от народа угнетательский характер гос-ва.
Ленин очень подробно
анализировал гос-во и революцию и считал
, что переход гос-венной власти из руг одного класса в руки другого класса –
это является главным
53.М. Вебер о государстве и политике – о понятиях гос-ва и политики – государство представляет собой отношения господства людей над людьми. Под политикой следует понимать только руководство или оказание влияния на руководство государством, также как и организациями, заменявшими его в догосударственную эпоху. Государство есть то человеческое сообщество, которое внутри определенной области с успехом претендует на монополию физического насилия. О типологии государств – политическое господство предполагает наличие штаба управления, подчинение которого правителю гос-ва вызвано материальным вознаграждением и социальным почетом. В зависимости от хар-ра этого штаба все гос-ва в истории можно разделить на два типа. В первом из них штаб чиновников является самостоятельным собственником средств управления и поэтому властелин разделяет господство с членами штаба (феодализм). Второму типу гос-в свойственно более полное сосредоточение властных полномочий в собственных руках правителя. Он управляет через личных слуг или штатных чиновников, либо с помощью любимцев и доверенных, которые не опираются на какую-либо принадлежащую им власть, конкурирующую с господством правителя. Верховный политический руководитель господствует, опираясь на лишенные собственного социального престижа слои населения, которые полностью от него зависят (бюрократия, капитализм). О подчинении граждан гос-ва его правителям – чтобы гос-во существовало люди, находящиеся под господством, должны подчиняться авторитету, на который претендую те, кто теперь господствует. Причины повиновения: 1) авторитет обычая подчиняться руководителям; 2) авторитет внеобыденного личного дара, полная преданность и доверие, вызываемое наличием качеств вождя у определенного человека; 3) авторитет правил поведения, которые, по убеждению подчиняющихся политическому руководству, законно установлены. О профессиональной политической деятельности – ограничение человеческой деятельности рамками профессии является обязательной предпосылкой плодотворного труда. Политическая профессия требует, чтобы работник относился к своему профессиональному труду как к призванию. Призвание к профессиональной деятельности предполагает, что работнику свойственен такой строй мышления, который исключает неизменный вопрос, как бы при максимуме удобства и минимуме напряжения сохранить свой обычный заработок. Строй мышления должен быть таким, при котором труд становиться абсолютной самоцелью. Подобная направленность может сложиться лишь в результате длительного процесса воспитания. Заниматься политикой – значит стремиться влиять на распределение между политическими образованиями и внутри них. Профессиональному политику следует учитывать, что его работа может иметь задачи, которые можно разрешить только при помощи насилия. Тот, кто связывается с политикой должен отдавать себе отчет в следующем: 1) в политическом отношении ребенок действительно тот, кто считает, что из доброго может происходить только доброе, а из злого только злое, зачастую все наоборот; 2) достижение хороших целей зачастую связано с необходимостью смириться с использованием нравственно сомнительных или опасных средств и с возможностью скверных побочных последствий; 3) успех политика полностью зависит от функционирования подвластного ему человеческого аппарата, который можно заставить хорошо работать при помощи обильного поощрения; 4) аппарат политика должен беспрекословно ему подчиняться. Подлинной профессией настоящего чиновника не должна быть политика, он призван управлять беспристрастно. Честь политического вождя, то есть руководящего госдеятеля, есть исключительная личная ответственность за то, что он делает. Эта ответственность состоит в расплате за предвидимые последствия своих действий. Он должен насильственно противостоять злу, так как потом будет наказан тем, что зло возьмет верх; 5) вопросом веры является устройство дела, служа которому политик стремиться к власти. Вера должна быть в наличии всегда, т.к. политик может сдерживать побуждаемые преимущественно низкими мотивами действия своей свиты до тех пор, пока честная вера в его личность и его дело воодушевляет по меньшей мере часть этого товарищества. Так, чтобы воодушевлялось хотя бы большинство, не бывает никогда.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.