Работы В.И. Ленина «государство и революция» и «пролетарская революция и ренегат Каутский». М. Вебер о государстве и политике. Л.Дюги о закономерностях политического властвования. Советское учение о государстве. Теоретические представления о структуре политической организации общества в политологии ХХ века, страница 13

В ходе истории человечества довольно точными показателями соответствия политики общеполитийного руководства коренным и долговременным интересам субъекта внутриполитийной жизни являются повышение уровня удовлетворения в политии нужд ее членов, а также расширение круга реализуемых здесь человеческих потребностей. Прогрессивное развитие максимальной ПО и права с др. времен происходит посредством изобретением человечеством все новых форм трудового взаимодействия с природой, которые с момента своего создания постоянно совершенствуются. Тем самым в структуру политического тела вводятся ранее неизвестные виды соц. Организации, что означает усложнение суммарного политического объединения. Для осуществления постоянно возникающих дополнительных видов труда требуются новые работники, в силу чего прогресс человечества опосредуется увеличением количества людей, объединяемых политией. Возвышение потребностей людей в процессе политической эволюции требовала от общеполитийных органов управления предоставления свободы действий подчиненным им субъектам внутриполитийной жизни и её принудительного ограничения. Когда членам политии позволялось добровольно кооперироваться ради собственной выгоды, то совершенствование физических и интеллектуальных сил отдельных лиц и прогресс общества в целом выступали как порождение свойственного производителям духа приобретательства и активной ориентации на завоевание природы. Однако чтобы соревнование производителей не выродилось в «войну всех против всех» с гибельными для её участников последствиями, система общеполитийных органов управления всегда оказывалась вынужденной принудительно обязывать соперничающих индивидов вести себя так, как она считала нужным. При этом использовалось правовое регулирование. Оно способствовало возвышению потребностей людей вообще и экономическому росту в частности, т.к. устанавливал защиту от нарушений юр-х прав и обязанностей, что стимулировало производителей напряженно работать (можно безопасно было пользоваться плодами собственного труда в будущем). Поскольку опасность общему благу субъектов внутриполитийного общения всегда исходила из недостаточности и чрезмерности силового давления на их поведение по средствам правового регулирования, то органы управления суммарных политических организаций во всей эпохи полит-й жизни вынуждены были пробираться между этими крайностями. Причем избежание одной из них, как правило, приводило общеполитийное руководство к опасной близости к другой, что, в свою очередь, вызывало движение в противоположном направлении. Так, системы правления; в которых упорядочение поведения людей в основном осуществлялось «невидимой рукой» рынка, частная собственность на средства производства преобладала над общественной и правовое положение субъектов права большей частью определялось их добровольными соглашениями, а не актами общеполитийных управляющих органов, усилиями этих руководящих структур со временем весьма часто сменялись на прямо противоположные, вплоть до установления коммунистических порядков, и наоборот. Обычно руководящие структуры отдавали себе отчет в том, что резкие повороты при осуществляемом ими политическом маниврировании нарушают ожидания субъектов внутриполитийного общения, и тем самым дезорганизуют общественную жизнь. Чтобы дать субъектам права время приспособиться к новым обстоятельствам и в итоге предотвратить подобного рода ущерб от нестабильности юр-х норм, органы общеполитийного руководства на протяжении всех политико-правовой эволюции применяли для модификации полит-го курса не только имевшиеся в их распоряжении средства массивных изменений в праве (а именно правовой нормативный акт), но и использовали возможности медленной трансформации юр-й системы, предоставляемые остальными источниками права и юр-ми фикциями. В частности, еще до появления письменности органы управления могли при разрешении конкретного правового спора признать как юр-ую норму для рассматриваемой ими ситуации от части противоречащие действующему «устному законодательству» правило, созданное, во-первых, знатоком в определенной сфере правового регулирования; во-вторых, в ходе общественной практики в политии; в-третьих, вообще любым не входящим в их состав лицом или несколькими людьми; наконец, применить в неизменном или даже модифицированном виде подобную норму, которую создали и использовали в прошлом для решения юр-го дела они сами. Хотя соответствующие источники права до цивилизации в силу своей «устной» специфике весьма не похожи на юр-ую доктрину, правовой обычай, индивидуальный и коллективный акты субъектов права, юр-ий прецедент, все же первые и вторые и представляют собой ранние и поздние эволюционные проявления одного и того же содержания. Новое знание о закономерностях политико-правового развития, приобретенное обществоведением за прошедшие десятилетия ХХ века оказалось не совместимым с многими сформулированными прежде научными представлениями о прогрессе ПОО и права и обусловило их опровержение. Например, ряд исследователей ХIХ – начало ХХ века воспринимали в качестве универсальной закономерности политико-правовой эволюции то, что установление в политических телах системы неравного доступа людей к средствам производства вообще, в том числе при переходе от общественной собственности на предметы и орудия труда к частной, происходит лишь с достижением человечеством цивилизации. Усилиями обществоведов ХХ века, описавших политии не цивилизованных земледельцев и скотоводов с господством частной собственности на землю, строения, домашних животных, лес и иных используемые в производстве материальные ресурсы, была доказана ошибочность этого теоретического положения. Кроме того, учеными нашего столетия собраны фактические данные, позволившие сделать вывод, что некоторые закономерности политико-правового развития, считавшиеся многими политологами и юристами ХIХ века универсальными, на самам деле таковыми не являются. В частности, эта судьба постигла, во-первых, знаменитую идею, согласно которой по мере исторического развития юридические права и обязанности людей все в большей степени определяются их добровольными соглашениями, а необязательными для исполнения приказами сверху; во-вторых, не менее известную мысль о том, что в процессе разложения родственных групп в результате постепенной

72. Теоретические представления о структуре политической организации общества в политологии ХХ в.

Политическая организация общества – общественное объединение, которое складывается из социальных организаций, реализующих совокупность потребностей своих членов. Центральные органы управления осуществляют регулирование, обязательное для всех ее участников, путем формулирования и проведения в жизнь обязательных для всех норм. Эти усилия дополняют и корректируют нормативное регулирование, предпринимаемое в каждой части данного общественного объединения ее руководящими институтами. Последние формулируют и проводят в жизнь нормы, обязательные лишь для членов части, которой руководят. Вся управленческая деятельность не обеспечивает последней материальной и формальной справедливости. Нормативное регулирование– эффективный способ упорядочения социальных отношений.

Право – есть сумма социальных норм, обязательных для всех членов общества, существует в любой политической организации общества. Реализация этих норм обеспечивается органами управления политической организации общества.

Для характеристики управления во всякой политической организации ученые ХХ в. вводят в научный оборот понятие санкционирование. Оно обозначает правотворческую, правоприменительную и правоохранительную деятельность ее органов управления, которая необходима здесь для поддержания правопорядка. Сама политическая организация имеет два уровня санкционирования: уровень промежуточных групп и уровень максимальной политической организации. Чтобы политическая организация могла работать как целый организм, ее общие руководящие институты должны решать свои задачи по санкционированию во взаимодействии друг с другом, как элементы одного целого.

Любой общественный организм, удовлетворяющий сумму потребностей его членов, не только включает в свой состав ряд организаций, но и сам является таковой. В нем есть несколько видов социальных норм, нормативного регулирования и органов управления. Большинство этих правил поведения и структур управления действуют лишь в отдельных элементах политической организации общества. Но также есть и нормы, нормативное регулирование и органы управления, которые действуют при необходимости, реализуют систему потребностей членов политической организации общества.

В организации, удовлетворяющей систему потребностей ее членов, необходимо присутствие: 1)кроме руководящих органов ее подразделений, общих для целостности органов управления; 2)помимо нормативного регулирования, осуществляемого первым их двух указанных видов управляющих структур, и распространяющего на весь общественный организм нормативного регулирования центрального руководящего аппарата.