Работы В.И. Ленина «государство и революция» и «пролетарская революция и ренегат Каутский». М. Вебер о государстве и политике. Л.Дюги о закономерностях политического властвования. Советское учение о государстве. Теоретические представления о структуре политической организации общества в политологии ХХ века, страница 9

Демократия и диктатура отличаются друг от друга тем, что в условиях демократического правления подчиненные норме права индивиды непосредственно участвуют в ее формулировании, а при диктаторском правлении – нет, то очевиден следующий вывод. Демократия и диктатура в чистом виде существуют только как теоретические конструкции, моделирующие способы организации общеполитийными органами управления добровольной и принудительной кооперации людей в рамках полит-го тела. Для всех же известных истории политий характерно соединение и взаимопроникновение черт демократии и диктатуры. Правда, сферы применения диктаторской и демократической форм политического правления в них различны. В той мере, в какой в политии используется демократический способ политического руководства, её функционирование характеризуется свободным соревнованием участников внутриполитийной жизни за влияние на санкционирование общеполитийных руководящих структур. Причем последние находятся в зависимости от всех демократически управляемых лиц и организаций в отношении своего формирования и функционирования. Однако при решении каждого конкретного вопроса общеобязательного нормативного регулирования в такого рода соревнования обычно включаются только те индивиды и коллективы, для которых ясно, что возможное общеобязательное постановление окажет влияние на их ближайшие и непосредственные интересы. Остальные же- так называемая «общая публика»- по собственной инициативе в происходящую борьбу, как правило, не вмешиваются. Участники соревнования действуют на аппарат общеполитийных органов управления для достижения своих целей и прямо, используя собственные силы и средства, и обходным путём. Во втором случае они пытаются привлечь к себе на помощью «общую публику», побуждая её оказывать выгодное им давление на общеполитийные управляющие структуры. В связи с тем, что ближайшие и непосредственные интересы лиц и организаций, стремящихся повлиять на общеполитийное руководство, часто не только расходятся, но и прямо противоположны, в ходе правового регулирования органы управления политией как целостностью нередко оказываются вынужденными вмешиваться в пользу одних демократически руководимых субъектов внутриполитийной жизни против других. Для демократической формы правления противодействия усилиям верховной власти есть обязательный компонент нормального политического процесса. Сформулированные положения о демократическом методе политического управления поддается переводу на язык категорий правового регулирования. Демократическому правлению свойственны правила, устанавливаемые с согласия обязываемых им лиц. Л.Д. Поспишил назвал их «обычными» нормами права. В основе классификации юр-х норм на частноправовые и публичноправовые лежит их формирование с учетом или без учета волеизъявления обязываемых ими лиц, т.е. демократическим или диктаторским путем. Во всеобъемлющих политических организациях, руководимых преимущественно демократическим методом, сфера частного права шире, а публичного- уже, чем в суммарных политических организациях, где в большим масштабах используется диктаторский способ правления. Таким образом в первых по сравнению со вторыми выражается большее доверие со стороны общеполитийного руководства к частным лицам и их организациях в плане осуществления ими политического курса политии как целостности. Демократический метод политического управления в отличие от диктаторского предполагает меньшую детализацию правового, регулирования поведения тех субъектов внутриполитийной жизни, по отношению к которым он применяется. Демократическое общеобязательное нормативное регулирование в основном состоит в создании и охране пространства для допустимых отклонений и свободной игры политических сил, а не в регламентации движения в пределах этого пространства. В государственно-организованных политиях демократический метод правления проявляется в провозглашении здесь в качестве источников права нормативно-правовых актов центральных и местных подразделений государственного механизма, судебного и (административного прецедента, правового обычая, юр-й) доктрины, наконец, таких односторонних и многосторонних актов субъектов права, не принадлежащих к системе общеполитийных руководящих структур, как завещания, сделки, и прочих политических организаций, где превалирует демократический способ управления, широко применяются. В научной литературе уже давно убедительно показано, что само по себе использование общеполитийными органами управления какого-либо одного способа руководства обществом- диктаторского или демократического- отнюдь не гарантирует реализации проводимой ими политики коренных и долговременных интересов всех членов политии.

64. Диктаторский способ политического управления в политологии ХХ века.

Формы правления делятся на демокр. и диктаторские. Демократия и диктатура сущ-ют в чистом виде только как теор. конструкции, а наилучшей формой правления явл. смешанная. При диктатор. способе пол. руководства система общеполитийных руководящ. структур не допуск. участия некоторых субъектов внутриполитийного общения в контроле над общеобязат. норматив. регулированием. Формулирование пол-ки явл. монополией остальных индивидов и орг-ций, кот. принадлежат к политии. Для сохр. такого положения общеполитийные органы управления  применяют все рычаги воздействия, вплоть до воор. сил. Часто ущемляются права граждан, жалобы не удовл-ся, но они вынуждены сносить нарушения под угрозой санкции со стороны правоохр. органов за малейший протест. Разрядить напряженность может реформа сверху, под влиянием групп, кот. понимают, что ведение данной политики не в их интересах, т.к. недовольство их партнеров по пол. деятельности растет. Если этой реформы нет, то терпение угнетаемой группы к-нибудь кончается и на силу они отвечают силой(вспышки насилия). Средством устранения деспотии явл. прим-ие  демокр. способа правления. Для диктатуры сопротивление усилиям верх. власти – отклонение от нормы, кот. д.б. подавлено. Субъектов внутриполитийной жизни рук-во отстраняет от участия в формир. соц. норм, применяя прием, по кот. центр. власть решает местные дела. Ограничение нормотворчества противников верх. власти, санкционирования организаций уровня промежуточных групп. Большая детализация прав. регулирования поведения тех субъектов, по отнош. к кот. он прим-ся. Высокая степень формализации поведения людей(огранич-ся рамки своб. усмотрения).