Вина и враждебность
Мошер, его студенты и коллеги сделали значительный вклад в разработку психологии вины. Начиная свою работу в рамках. теории социального научения Роттера, Мошер доказал, что ин- дивиды, нарушающие религиозный, моральный или этический кодекс, находятся под значительным влиянием реального или предвосхищаемого внешнего наказания (возбуждающего страх условия) и под влиянием внутреннего наказания (вины.). Мошер определял вину как ожидание наказання за нарушение усвоен- ных стандартов правильного поведения. (Эти стандарты, кото- рые теория дифференциальных эмоций интерпретирует как ре- зультат взаимодействий вины и знания, имеют как подавляю- щий — «не следует» — компонент, так и компонент положи- тельной цели — «следует»). «Ожидание вины» определялось Мошером как функция истории социального научения индивида.
Мошер считал, что поведение, которое должно материализовать- ся в ситуации, потенциально вызывающей страх и вину, будет функцией трех переменных: 1) ценности цели (или подкрепле- ния), достигаемой поведением, 2) силы ожидания, внешне опо- средованного наказания (вызывающего страх условия) и 3) си- лы ожидания опосредованного собой наказания (вины).
Первым инструментом Мошера для измерения вины был тест незаконченных предложений. Он осуществил несколько исследо- вании с этим инструментом н подтвердил некоторые ранее быв- шие дискуссионными факты, относившиеся к вине как к личност- ной черте. Эти исследования подтверждали его представления о том, что взаимодействие страха п вины является основным фак- тором в детерминации поведения людей в ситуациях, где они борются с возможностью нарушения религиозного, морального или этического кодекса. Например, он показал, что субъекты с. низкой выраженностью вины больше находились под влиянием ожидания внешнего наказания, чем испытуемые с высоким уров- лем вины.
Частично под влиянием этих первых исследований Мошер решил, что переживание вины может быть подразделено на три аспекта: 1) враждебная вина (вина возникает как результат чувства враждебности п за счет актов агрессии), 2) сексуальная вина (вина связывается с мыслями, чувствами и действиями в сексуальной сфере) и 3) моральная вина. Несколько исследова- нии, проведенных Мошером и его коллегами, относились к двум лервым типам вины. Он показал, что сексуальная вина сильно связана с перцептивной защитой против сексуального стимула (чем больше вина, тем больше порог для восприятия сексуально окрашенных слов), а вина, возникающая после акта враждебно- сти, предупреждает выражение вербальной враждебности в опы- тах с вербальным обусловливанием. Эти и другие эксперименты привели Мошера к тому интересному заключению, что высокая вина склонна подавлять ситуационные влияния детерминации по- ведения. Он нашел некоторую эмпирическую поддержку замеча- нию, что очень виноватые испытуемые мало реагировали на возможность внешнего наказания или неодобрения, наоборот, субъекты с низкой виной мало реагировали на возможность внут- реннего наказания (чувства вины) н были более чувствительны .к возможности внешнего наказания или неодобрения.
Вина и сексуальное поведение
Мошер и его коллеги осуществили серию исследований, отно- сящихся к сексуальной вине (например, см.: Mosher, Galbraith, 19/0). Эти исследования привели к следующим выводам: 1) су- ществует отрицательная корреляция между сексуальной внной II легкостью, с которой субъект дает свободные ассоциации к сло- вам с сексуальным подтекстом, 2) субъекты с сильной сексуаль- ной виной демонстрируют слабое осознание сексуального и несек- суального подтекстов, 3) лишь субъекты с низкой сексуальней виной показывают увеличение сексуальных ассоциаций в словес- но-ассоцнатпвной задаче после сексуальной стимуляции (напри- мер, рассматривания картинок с обнаженными девушками).
В исследовании Мошера и Гэлбрайта (Mosher и Galbraith, 1970) рассматривалась способность к восстановлению ассоциа- ций у испытуемых с сильной и со слабой виной в двух экспери- ментальных ситуациях при сексуально стимулирующих п сек- суально нестимулирующих условиях. Испытуемые были разде- лены на группы с сильной и слабой виной на основе вопросника. Процедура сексуальной стимуляции требовала от субъектов оце- нить 27 фотографий обнаженных девушек по сексуальной при- влекательности. Вслед за этой задачей субъекты отвечали на ассоциативный тест, который включал 30 двусмысленных и 20 нейтральных слов. Латентный период ответа измерялся открытым способом — нажатием на кнопку секундомера. Непосредственно после вербального ассоциативного теста стимульные слова еще раз повторялись, и на этот раз от испытуемых требовалось вспомнить, какие они дали на них ассоциации. Вновь фикси- ровался латентный период, а .кроме того точность воспроизве- дения.
Результаты показали, что субъекты с высокой сексуальной виной делали больше ошибок в условиях сексуальной стимуляции и меньше — в контрольных. Кроме того, они продемонстрирова- ли некоторое снижение способности воспроизведения нейтральных слов при условии сексуальной стимуляции. Субъекты с низкой сексуальной виной не показали снижения припоминания ни сек- суальных, ни нейтральных слов: у них было даже некоторое улучшение воспроизведения при условии сексуальной стимуляции. Мошер и Гэлбрайт объясняли плохое воспроизведение у субъек- тов с сильной сексуальной виной на основе отрицательных эмо- ций. Возможно, комбинация страха и вины заставляет испытуе- мых давать ассоциации, которые лишь слабо связаны со стимуль- ным словом, поэтому припоминание более трудно.
Мошер (Mosher, 1968) провел изучение влияний сексуальной вины (измерявшейся как личностная черта) на эмоциональные реакции женщин, возникающие при чтении эротического литера- турного отрывка. Испытуемые с различной выраженностью сек- суальной вины читали нейтральный или эротический отрывок в присутствии или в отсутствие экспериментатора того же пола (женщины). Лишь испытуемые с очень высокой сексуальной ви- ной продемонстрировали при чтении эротического отрывка зна- чимое усиление состояния вины, измерявшегося списком опреде- лений настроения Наулиса.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.