Развитие вины как. личностной черты
Как и в случае других фундаментальных эмоций, вина и ее взаимодействие с другими эмоциями, когнитивными процессами и действием рассматривается как черта или группа черт лично- сти.
Одним из самых ранних исследований развития черты вины была работа Уайтинга и Чайлда (Whiting и Child, 1953, р. 218-- 262). Они анализировали индивидуальную установку на болезнь и использовали готовность признать ответственность за нее в ка- честве измерения вины. Под влиянием психоаналитической тео- рии и бихевиористской теории научения они рассмотрели данные о способах воспитания детей в различных обществах, ища корре- ляты вины. Они обнаружили, что раннее отнимание от груди, раннее приучение к независимости, тренировка сдержанности и подавление гетеросексуальной игры ведут к появлению более высокого уровня вины. Они заключили, что развитие вины в этих культурах опосредуется механизмом идентификации. Родители, которые усвоили способы воспитания детей, выражавшиеся в раннем отрыве от груди, раннем развитии независимости, сдер- жанности и контроля гетеросексуальной игры, были относитель- но более сильными моделями, с которыми могли идентифициро- ваться дети. В моногамных сообществах возраст, в котором отни- мали от груди, коррелировал с индивидуальной готовностью признать вину или ответственность за свою болезнь (показатель вины). Один из их интересных, хотя и спекулятивных, выводов заключается в том, что вина является производной от идентифи- кации с мужской ролью. Их наиболее важным выводом считает- ся то, что вина играет важную роль в социальном контроле (ср. Levin, 1973, р. 64).
Исследования Уайтинга и Чайлда, так же как и ряд других работ (Benedict, 1934; Mead. 1956; lzard, 1971). подтверждают представление о стыде и вине как о межкультуриых феноменах, хотя некоторые культуры кажутся более ориентированными на стыд, а другие — больше на вину (Benedict. 1946). Джонсон и Мединнус (Johnson, Medinnus, 1965) в своей фундаментальной книге о детской психологии высказывают предположение, что в американской культуре горожане движутся от ориситацип на вину к ориентации на стыд. Они указали на несколько факторов в качестве детерминант этого процесса: влияние психоанализа и .психотерапии, указывающих на опасность жесткой социализации вины, изменения в американской культуре, что является причи- ной неуверенности родителей в их собственных ценностях, и яв- ное повышение степени влияния сверстников на развитие мораль- ных и этических стандартов.
Хотя существует возможная тенденция к падению ориента- ции на вину в американской культуре, Джонсон и Мединнус отметили, что стыд может быть более эффективным в малых сообществах, чем в таких больших и разнородных, как в Соеди- ненных Штатах. Их замечание имеет некоторый смысл в отно- .шении психологии стыда и вины. Поскольку стыд наиболее часто вызывается у индивида другими людьми, то он должен быть бо- .лес эффективным регулятором в относительно тесных группах, где «каждый знает каждого». Однако в урбанистических сооб- ществах, где индивиды являются членами многих групп, более необходимо упражнять внутренний контроль, который возникает .113 сочетания стандартов родителей и взрослых людей и фор- мирует основу совести и вины.
Катц и Зпглер (Katz, Ziegler, 1967) заключили, что разви- тие вины у индивидов положительно коррелирует с развитием способности делать тонкие когнитивные суждения и с развитием зрелости. Это согласуется с ранее представленными теоретиче- скими концепциями о взаимоотношениях между личной и со- циальной ответственностью и их развитием. Авторы провели обследование 120 школьников пятых, восьмых и одиннадцатых классов. Их опросники были сконструированы для измерения различий между индивидуальными представлениями о реаль- ном Я, социальном Я и идеальном Я. Их результаты показали, что расхождения между реальными и идеальными Я-концепция- ми индивидов связаны с возрастом и интеллектом. На основе своего анализа данных они доказали, что ни вина, ни тревога не функционируют как исключительно отрицательные агенты в психике индивида. Они отмечали увеличение разницы между понятиями реального и идеального Я индивидов, сопровождаю- щее повышение уровня развития. Это усиление несоответствия между реальной и идеальной Я-концепциями и развитие вины или способности к вине и обусловливают зрелость. Более разви- тые дети больше требуют от себя и, таким образом, более склоне- ны к переживанию вины.
Похожее исследование Николаса (Nicholas, 1966) подтвер- дило вывод о существовании взаимоотношений между виной и Я-концепцией. Его исследование показало другой интересный аспект этих сложных эмоционально-личностных процессов. Он обнаружил значимое отрицательное отношение между оценками вины и оценками принятия себя. Николас заключил, что в пре- делах «нормальных» ограничений нет значимого взаимоотноше- ния между виной и личностным приспособлением. Более раннее исследование Роджерса (Rogers, 1959) и его коллег показало, что несоответствие между реальной и идеальной Я-концепциями и низкое принятие себя являются показателями нарушения при- способления.
Работа Роджерса и его коллег, так же как исследования,. рассмотренные раньше, не полностью расходятся с представле- нием о том, что определенный порог для вины обусловливает личную ответственность и социально-эмоциональную зрелость.. Сильная и хроническая вина или максимально низкий порог вины ведут к серьезным психологическим заболеваниям и расстройству адаптации. Это заключение было подтверждено исследованием Фенайс (Fenyes, 1967), в котором она проиллюстрировала связь. между высоким уровнем морального суждения и относительным отсутствием неуместного порицания себя. Используя проектив- ный метод, она также нашла, что тенденция принимать во вни- мание точку зрения других людей связана с тенденцией пори- цать себя за страдание другого человека.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.