Роль вины в психопатологии не была предметом широкого экспериментального анализа. Основная причина этого в том, что теории психопатологии часто не рассматривали вину как отдель- ную мотивационную переменную. С тех пор как Фрейд (Freud, 1936) интерпретировал вину как тип моральной, или «совестли- вой», тревоги, многие теоретики различных ориентаций отказы- вались признавать вину как эмоцию, имеющую свои собственные отличительные важные характеристики. Например, Мандлер (Mandler, 1975) указывал, что различие между тревогой и виной может быть только ситуационным, переменным, хотя тем не ме- нее и дающим основание для ярлыков, которые использует чело- век, описывая внутренние ощущения. Та,ким образом, с его точ- ки зрения, субъект, переживающий вину, — просто человек, ко- торый чувствует тревогу относительно реальной или представ- ляемой ошибки. Мандлер указывал, что этот тип тревоги (обо- значаемый индивидом как вина) часто ведет к использованию механизма защиты от уничтожения. Этот защитный механизм, обычно характеризуемый тем, что он мотивируется виной, сво- дится к попыткам индивида загладить или нейтрализовать ущерб, нанесенный его ошибочными действиями.
Розенхан и Лондон (Rosenhan, London, 1970) признали вину как самостоятельный мотивационный феномен. Они указали, что одна из функций вины — снижение тревоги и борьба против серьезного психологического нарушения. Лондон (London, 1968) показал, что иллюзии пенхотической депрессии часто связы- ваются с чувствами вины и собственной никчемности.
Левис (Lewis, 1971), которая описала важные различия между виной и стыдом, доказала, что в то время, как стыд часто играет важную роль в депрессии, вина может вести к абсцессив- ио-компульсивному неврозу и паранойе. Она признала отсутст- вие эмпирического исследования роли вины в психопатологии и указала, что тщательная попытка дифференцировать влияния стыда II вины поможет внести ясность в формирование невроти- ческих симптомов. Следует отметить, что не все авторы в этой области согласны с Левис в том, что вина может выступать как фактор навязчивостей. Более традиционным взглядом (например, Henderson, Gillespie, 1956) является тот, что нс вина, а страх мотивирует абсцессивное мышление.
В предыдущих главах был представлен взгляд Маурера на то. что сознание и реальная вина (возникающая как следствие действий, которые субъект совершил и раскаивается в этом) являются центральными в развитии невроза. Маурер считает, что невротик удовлетворяет желания, ущемляя других, и таким обра- :юм создает подлинные основы для реального чувства вины. Петерсон (Peterson, 1967) предпринял изучение социализации, которую он интерпретировал в соответствии с гипотезой Мауре- ра. Он нашел, что дети с невротическими характеристиками (пуг- ливые, тревожные н неуверенные) хуже социализированы. Под- держивают взгляды Маурера и данные Джонсона с соавт. (John- son. Ackerman, Frank, Fionda, 1968). показавшие, что совесть, определяемая по устойчивости к соблазну, положительно корре- лирует -с хорошей адаптацией в социальной среде. В другом нс- следовании (Ogren, Dokecki, 1972) было 'показано, что децент- рация (уменьшение эгоцентризма) н социальная интеграция являются важными понятиями теорий морального развития как Эрпксона, так и Маурера. Было отмечено также, что моральная незрелость может вести к нарушению внутригрупповых отноше- ний у детей, к неврозам и даже к паранондной шизофрении.
Теоретические концепции вины
Вина является одной из основных тем в теологии и филосо- фии, начиная с их возникновения. В более ортодоксальных иудейской и христианской теологиях человек рождается в грехе и находит спасение только через прощение Господа. Более пли менее либеральные вариации на эту тему включают такие источ- ники вины, как грех против бога и человечности, и описывают взаимодействие с богом (молитва и раскаяние) и с людьми (исправление) в качестве средств прошения вины.
В этом разделе центром являются психологические концеп- ции вины, и, как это бывает во многих случаях, одна из самых ранних разработок этой темы была проделана психоанализом.
Психоаналитическая концепция вины
В классической теории психоанализа развитие вины может осуществляться лишь после того, как сформирована базовая структура личности (Ид, Эго и Супер-Эго). Первым развивается Ид, понимаемое как врожденный набор импульсов, инстинктов. или влечений. Природа Ид сексуальная и агрессивная и форми- руется у ребенка на фоне развитой способности концептуально отделять свое Я от других, думать, совершать выбор, владеть- собой и воздействовать на окружающую среду (реальность). Супер-Эго, обычно понимаемое как совесть, появляется после- того, как дети усваивают представление о правилах поведения,. идентифицируясь со своими родителями или со своей референт- ной группой. Психоаналитическая теория утверждает, что Супер- Эго развивается как функция механизмов включения (принятия мыслей или чувств кого-то другого как своих собственных) и идентификации (процесса, в результате которого ребенок осо- знает сходство с конкретными людьми и говорит: «Я — как ся» или «Я — как она»).
Пайерс и Сингер (Piers и Singer, 1953) представили инте- ресную разработку динамики вины и стыда с точки зрения пси- хоаналитической теории, доказав то, что вина возникает из на- пряжения между Идом и Супер-Эго. Подобно Левис (Lewis, 1971), они обнаружили, что стыд развивается из напряжения между Эго реальным и идеальным. Стыд возникает тогда, когда люди оказываются не в состоянии достичь своих целей и жить,. реализовывая свое Эго идеальное. «Неосознанная, иррациональ- ная угроза», которая действует при стыде, — угроза быть отвер- женным.
С другой стороны, вина возникает при нарушении ценностей или стандартов поведения, которые характеризуют Супер-Эго. Пайерс и Сингер видят тесную связь междувиной и страхом, стра- хом гнева отца. Они придерживаются того мнения, что «неосоз- нанная, иррациональная угроза», которая присутствует при ви- не, — угроза увечья или кастрации.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.