Магер применил понятие вины к анализу психопатии. Он описал психопата как индивида, которому трудно формировать тесные личностные отношения. Это связано с отсутствием воспи- тания, основанного на психологических воздействиях, и приводит к слабому развитию вины. Тенденции психопатов к антнсоциаль- ным а^там рассматриваются автором как доказательство отсут- ствия у них вины.
Маг ер рассматривает также понятие «совесть», предполагая, что оно представляет собой сочетание устойчивости к искуше- нию, подчинения самоинструкции и способности чувствовать ви- ну. Он рассматривает устойчивость к искушению как функцию обучения избеганию, а самоннструкцию подчиняться моральным принципам — как функцию подражания родителям.
В работе, анализирующей типы родительского воздействия и их влияние на развитие совести и вины, Хоффман и Салтштейн (Hoffman, Saltzstein, 1967) разграничили сильнодогматические методы воспитания и два типа недогматических приемов: лише- ние любви, но не физическое выражение своего гнева пли нео- добрения, и вызов эмпатии, способствующей осознанию ребен- ком своей роли в огорчении других. Эксперимент продемонстри- ровал, что просто лишение любви было не столь эффективно, как стимуляция эмпатических ответов.
Теория дифференциальных эмоций допускает возможность того, что лишение любви в качестве меры наказания, преследую- щей своей целью обучение основам морали, может вызвать стра- дание, гнев, страх, вину пли некоторую комбинацию этих эмоций. Страдание может, скорее всего, возникать, если ребенка остав- ляют без общества других люден, обеспечивающих ему обычно комфорт, удовольствие и т. д. Страх может появляться тогда, когда лишению любви сопутствует ощущение собственной уязви- мости. Вина более вероятно связана с лишением любви как про- явлением неодобрения действии индивида.
Хоффман и Салтштейн (Hoffinan и Saltzstein, 1967) разра- ботали технику вызывания эмпатии, представляющую с точки зрения теории диффереицнальных эмоции приложение принципов эмоционального заражения и эмоциональной коммуникации. Приемы, осиопанные на этих принципах эмоциональных процес- соь, могут явиться наиболее эффективным направлением в раз- витии моральной зрелости.
Экспериментальные исследования вины
За последние несколько лет было предпринято большое коли- чество исследований, в которых экспериментально вызывали ви- ну, манипулировали ею и оценивали ее. Большинство этих иссле- дований основывались на концепции редукции влечения, разра- ботанной в теории научения, теории социального научения и психоаналитической теории, т. с. ь направлениях, традиционно не рассматривающих отдельных эмоций. Хотя в исследованиях, проводимых в рамках этих теорий, иногда смешиваются различ- ные эмоциональные состояния, они тем не менее полезны в углублении нашего понимания вины и взаимодействия вины с другими эмоциями, знанием и действием (обзоры по этой теме см.: Johnson, Dokecki, Mowrer, 1972).
Взаимодействие вины и гнева
Гамбаро (Ganibaro, 1967) провел исследование взаимодей- ствия вины и гнева во фрустрирующей ситуации. Причем он не просто предположил, что его фрустрирующее условие вызовет гнев, но и использовал самоотчет для измерения успешности ма- нипуляций субъективным переживанием гнева. Он установил, что подстрекаемый гнев поднимает диастолическое кровяное давле- ние, которое снижается при выражении гнева (агрессии). Более того, он предположил, что испытуемые, высоко оцененные по шкале агрессии—вины (Mosher, 1967), будут реагировать в экс- периментальных условиях иначе, нежели испытуемые, низко оце- ненные по этой шкале. Было четыре экспериментальных условия. При первом условии испытуемых фрустрировали, а затем предла- гали выражать свой гнев, непосредственно отвечая электриче- ским током своим обидчикам (ассистентам экспериментатора). При втором условии испытуемых фрустрировали, но им предла- гался лишь непрямой выход для гнева — они могли предложить экспериментатору ударить электричеством фрустрирующего. При третьем условии испытуемым не разрешалось открыто выражать свой гнев. При четвертом условии экспериментальная процедура не содержала фрустрирующего условия, и не было причин для агрессии.
Измерение гнева по самоотчету показало, что испытуемые при фрустрации оценивали свой гнев выше, чем контрольная группа. Все испытуемые при условии непосредственного ответа (первая группа) показали значительно большее снижение диа- столического кровяного давления, чем испытуемые третьей груп- пы (те, которых фрустрировали, но не разрешали выражать воз- никающую эмоцию). Непрямой ответ на гнев (вторая группа) показал не большее изменение в диастолическом давлении кро- ви, чем у третьей группы. Хотя сильно- и слабовиноватые субъ- екты не различались по измерению кровяного давления при фру- стрирующих условиях (обе группы показали значительное повы- шение), сильновиноватые субъекты продемонстрировали значи- тельно меньшее понижение диастолического давления крови, чем слабовиноватые при послефрустрацнонной деятельности. Сильно- виноватые испытуемые при условии непрямого ответа реально показали незначительное среднее повышение диастолического давления крови.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.