Вина возникает в ситуациях, в которых человек чувствует личную ответственность. Существует тесное взаимоотношение между чувством личной ответственности субъекта и его порогом по отношению к вине. Следует подчеркнуть, что вина может воз- никать так же быстро и часто от упущения, от невозможности поступить определенным образом, как и от свершения, и от реальных чувств, мыслей или действий, нарушающих моральные стандарты.
Хотя само чувство вины, подобно другим эмоциям, одинако- во во всем мире, причины и последствия его широко варьируют от индивида к индивиду и от культуры к культуре. Однако есть некоторые сферы, в которых взаимоотношение поступка и вызы- ваемой им вины общее для всех культур. Во многих, если не во всех, культурах существуют жесткие сексуальные табу (напри- мер, кровосмешения), которые, будучи нарушенными, вызывают вину. То же самое верно в отношении убийства, особенно члена своей семьи или своей группы. Кроме того, все культуры обла- дают некоторыми моральными и этическими стандартами, отно- сящимися к другим сексуальным и агрессивным актам. На основании этого возможно предположить более широкие связи чувства вины с этими сферами, чем с любыми другими.
Выражение вины
Все отрицательные эмоции имеют более явные мимические особенности своего выражения, чем эмоция вины. Это объясняет хорошо известные трудности в определении виновного, даже ког- да его возраст позволяет сомневаться в том, что он может успеш- но подавлять или маскировать выражение лица.
Существуют некоторые сходства в выражении стыда и вины. Как и стыд, вина заставляет человека опускать ниже голову, отводить глаза и бросать лишь быстрые взгляды на других лю- дей, особенно на обвинителей. Виноватый человек вообще ста- рается избегать смотреть в глаза другим людям.
Два признака могут отличать вину от стыда. При сильной вине лицо человека приобретает вялое, тяжёлое выражение, тогда как горящее, с приливом крови лицо более характерно для стыда. Вина обычно влияет в течение значительно большего времени, чем стыд на экспрессивность субъекта и его манеру вести себя. Как и при всех других эмоциях, субъект может нау- читься подавлять или маскировать выражение вины и, таким образом, тщательно скрывать свое действие, приведшее к воз- никновению этой эмоции.
Феноменология вины
Описание феноменологии, или субъективного переживания вины, на всем протяжении этой главы связано с моральной, эти- ческой или религиозной виной, а не с виной в юридическом смыс- ле. Юридически субъект может быть неверно осужден и, таким образом, быть виновным в глазах закона, но он может при этом не переживать никакого чувства вины. Могут быть даже случаи, когда индивид будет законно наказываться за какой-то посту- пок, но не будет чувствовать вины, несмотря на тот факт, что его неверное действие стоило ему суда и заключения.
Вина тяжело отражается на разуме. В то время как стыд временно одурманивает мышление человека, вина стимулирует огромное количество мыслей, говорящих об озабоченности совер- шенной ошибкой. Сцена, вызывающая чувство вины, вновь и вновь повторяется в памяти и воображении, и человек лихора- дочно ищет способ искупления своей вины. Люди, у которых хватает мужества получить расплату за совершенную ошибку, не страдают столь же долго от боли, вызываемой проигрыванием ситуации вины, как те люди, которые пытаются оттянуть рас- плату.
Диаграмма эмоций в ситуации переживания вины представ- лена на рис. 39. Она помогает сделать определенные выводы о связи вины с другими эмоциями. Разделение вины и стыда до- казывается тем фактом, что стыд — лишь пятая по высоте зна- чения эмоция в профиле ситуации вины. Как и указывало боль-
шое количество теоретиков весьма значительное место в пере- живаниях, связанных с виной, занимает страх. Это предполагает что для многих людей ситуация вины часто сопровождается страхом. Однако значение страха не так высоко, как значение страдания. Оценивая эту диаграмму, следует заключить, что и страдание, и страх являются значимыми мотивациями в ситуа- ции вины.
Диаграмма составляющих в ситуации вины представлена на рис. 40. Хотя эмоциональный профиль в ситуации вины совер- шенно отличен по сравнению с профилем в ситуациях других эмоций, профиль составляющих для вины не радикально отли- чается от профиля других отрицательных эмоций, таких, как гнев и страх. Измерение удовольствия, однако, значимо ниже при вине, чем при стыде.
Причины, функции и нарушения функций вины
Вина, как и все другие эмоции, несомненно играла значи- тельную роль в эволюции человека и человеческого общества, способствуя осмысленности существования. Предвосхищение ви- ны или ее избегание усиливает собственное чувство личной ответ- ственности и дополняет стыд в воспитании социальной ответст- венности. Без вины правила честной игры регулируются спе- циальной полицейской силой, но кто воспитывает и управляет ею? Общество, в котором никто не обладает чувством вины, — место поистине ужасное. Без вины и стыда люди утратили бы понимание морали и этики. Кажется вполне вероятным, что рез- кое падение вины и стыда сыграло свою роль в психодинамике Уотергейта и его последователей.
Анализируя то, как различные культурные особенности вос- питания детей воздействуют на появление у них чувства вины, Мид (Meade, 1950) указала, что вина является фундаментальной особенностью человеческого вида.
Вина и психопатология
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.