Вина, совесть и мораль, страница 11

Сексуальные нормы индивидов также влияют на степень ви- ны, вызываемой представлением сексуальной сцены. Испытуе- мые, указывавшие, что они не одобряют добрачную половую жизнь, имели большее повышение вины в результате представ- ления сексуального контакта, чем испытуемые, принимающие- добрачные связи.

Рассмотренные данные исследований подтверждают вывод о том, что вина как личностная черта (черта вины) и вина как психологическое состояние (состояние вины) являются реальны- ми психологическими феноменами, влияющими на личность и поведение. Черта вины может быть определена в терминах инди- видуального порога вины или ожидания опосредованного самим человеком наказания за нарушение или предвосхищения наруше- ния усвоенных норм поведения. Таким образом, вина как лич- ностная черта регулирует поведение.

В дополнение к уже обсужденным лабораторным исследова- ниям несколько работ, проведенных на заключенных, также под- держали представление о том, что черта вины обладает реальным- и важным влиянием на аспекты человеческого поведения. Неко- торые авторы (Oliver, Mosher, 1968; Persons, Marks, 1969) показали, что оценки заключенных по шкале вины Мошера поло- жительно коррелируют со шкалами ММР1, связанными с подав- лением (Pt- и Si-шкалы), и отрицательно коррелируют со шка- лами ММР1, указывающими на действенное поведение (F-, Pd-, Sc- и МА-шкалы), Было показано (Mosher, Mosher, 1967), что заключенные, которые совершали преступление против собствен- ности, обладали большей виной, чем узники, совершившие пре- ступления против людей. Персоне (Persons, 1970а) продемонстри- ровал, что существует отрицательное взаимоотношение между чертой вины и общим количеством преступлений, совершенных заключенными. Более того, он четко показал, что сущест- вует значимое отрицательное взаимоотношение между враждеб- ной виной и преступным насилием (чем ниже вина, тем больше количество насильственных преступлений), и, аналогично, чем ниже оценки сексуальной вины узников, тем выше число сек- суальных преступлений. Более детальное изучение взаимоотно- шения различных субшкал вины Мошера на популяции правона- рушителей показало, что взаимоотношение вины и преступления очень сложно (Persons, 19706). Например, черта и состояние вины демонстрируют значимое взаимодействие с типом преступ- ления. Необходимы будущие исследования черты и состояния вины в реальных жизненных ситуациях.

Резюме

В теории дифференциальных эмоций вина имеет особое влия- ние на развитие личной и социальной ответственности и на раз- витие феномена совести. Хотя можно предположить существова- ние некоторых условий, как правило, вызывающих вину, совесть состоит в основном из аффективио-когнитивных структур, кочо- рые включают предписания различных общественных институто.ч. Эти аффективно-когнитивные структуры мотивируют и направ- ляют моральное и этическое поведение. Хотя вина является пред- посылкой развития чувства ответственности, положительные эмо- ции могут характеризовать альтруизм, который, развиваясь без ожидания ответного действия, образует высшую форму морали-— этическое действие.

Стыд и вина часто возникают вместе. Томкинс доказывал, что это в целом одна эмоция, имеющая два представительства в сознании. Осыобел предположил, что вина включает компо- нент морального стыда, но признал, что вина включает и другие важные реакции и что пеморальный стыд независим от вины.

Большинство теоретиков согласны, что стыд обычно вклю- чает реальные или воображаемые наказания субъекта другими людьми, а вина является в основном результатом внутренних санкций, хотя может также включать и некоторые внешние. Вина возникает за счет нарушения этических, моральных пли религиозных стандартов. Хотя определенные этические стандар- ты могут иметь в своей основе эволюционно-бпологпческую исто- рию, особенности различных кодексов усваиваются за счет иден- тификации с родителями и другими людьми, имитации или моделирования, вызывания эмпатии и других форм социального научения.

Выражение вины не столь определенно, как выражение дру- гих отрицательных эмоций, хотя замечено, что вина может заста- вить человека склонить низко голову или отвести взгляд.

Переживание вины состоит из гложущего чувства, что чело- век ошибся, «неправ» по отношению к другим или к самому себе. Диаграмма эмоций в ситуациях вины демонстрирует отно- сительно высокие показатели страдания и страха.

Вина дополняет стыд в воспитании социальной ответствен- ности, а развитие вины и совести способствует психологической зрелости.

Слишком развитая совесть пли, наоборот, низкий порог ви- ны может вести к серьезным трудностям в адаптации или к пси- хопатологии. Некоторые теоретики придерживались того мнения, что сильная склонность к вине может вызвать обсцесспвно-ком- лульсивные расстройства и даже параноидную шизофрению.

В теории Фрейда развитие совести и вины зависит от типа разрешения Эдипова комплекса в развитии Супер-Эго ребенка. Экзистенциальные теории считают, что каждый неизбежно пере- живает вину, поскольку не раскрывает всех своих возможностей. В своей критике экзистенциальных теорий Ханна указывал на то, что они нс различают два понятия — быть виновным и быть че- ловеком.

Различные представления в теории научения об источниках развития вины явились значительным вкладом в наше понима- ние сивести и морали. Эти теории подчеркивают роль различных форм социального научения и интернационализации вины. Боль- шинство их согласны, что эмоциональное принятие родителей об- разует наилучшую основу для развития здоровой совести и соот- ветствующего порога вины. И теоретические аргументы и боль- шое количество эмпирических исследований показывают, что некоторая комбинация временного лишения одобрения и стиму- ляция эмпатических реакций у ребенка является наиболее эффек- тивной мерой воспитательного воздействия.