Человек и среда обитания. Физиология труда человека. Микроклимат. Производственное освещение, страница 3

            - опасная зона

 


1)  на расстоянии друг от друга.

Такое расположение гарантирует полную безопасность и называется “защита расстоянием”.

2)  зоны соприкасаются.

Опасность появляется в зоне соприкосновения. Это зоны, в которых человек находится временно.   

 

3)  зоны накладываются.

4)  зоны накладываются, но у человека есть средства индивидуальной защиты (условно безопасная стуация).

ФИЗИОЛОГИЯ ТРУДА ЧЕЛОВЕКА

1.  Классификация основных форм трудовой деятельности

Различают физический, умственный  смешанный.

Физический труд – характеризуется нагрузкой на опорно-двигательный аппарат  сердечно-сосудистую, нервную, мышечную и другие системы организма.

Умственный труд – объединяет работы, связанные с приёмом и переработкой информации, требующие напряженного внимания, памяти, активизации умственного процесса.

Различают:

1)  физический труд характеризуется повышенными энергетическими затратами

2)  механизированный автоматизированный труд (труд оператора)

Оператор частично выполняет физический и умственный труд.

-  оператор-технолог (непосредственно обслуживает авт. линии)

-  оператор-наблюдатель (контролирует работу авт. линий и при необходимости их обслуживает)

-  оператор-манипулятор (машинист) (управляет отдельными машинами)

3)  существуют групповые формы труда (конвеер). Они характеризуются дроблением процессов на отдельные короткие операции, монотонностью, упрощением содержания, что приводит к быстрому истощению и усталости.

4)  умственный труд

Пример: управление, творчество, наука, учёба.

Это работа наиболее сложная с повышенным эмоциональным напряжением.

 Для характеристики энергозатрат применяется термин основной обмен и обмен при различных видах деятельности.

Основной обмен – это энергозатраты в состоянии полного мышечного покоя в стандартных условиях (при комфортной температуре воздуха, спустя 12 часов после приёма пищи в состоянии лёжа).

Основной обмен составляет 87,5 Дж/сек для человека весом 75 кг. В положении сидя энергозатраты повышаются на 5-10% от основного обмена. В положении стоя – на 5-10% больше.

Пример: лёгкая сидячая работа – 116-125 Дж/сек

лёгкая физическая работа – 408-583 Дж/сек

тяжёлая работа – 583-875 Дж/сек.

При умственной работе потребность мозга в энергии составляет 15-20% основного обмена. При чтении вслух сидя энергозатраты увеличиваются на 48%. При чтении лекций – на94%. При работе на ЭВМ – до 100%. Уровень энергозатрат является критерием тяжести и напряжённости работы.

Тяжесть трудового процесса – это характеристика труда, определяемая совокупностью факторов, создающих нагрузку на опорно-двигательный аппарат.

Напряженность трудового процесса определяется совокупностью факторов, создающих нагрузку на нервную систему и головной мозг.

2.  Гигиеническая классификация условий труда

Условия труда – это совокупность факторов производственной среды  трудового процесса, оказывающая влияние на здоровье  работоспособность человека.

Условия труда оцениваются при помощи классов условий труда, по показателям факторов производственной среды и напряженности трудового процесса.

Классы условий труда:

1 класс: оптимальные условия труда (условия, при которых сохраняется здоровье работающих  высокая работоспособность).

2 класс: допустимые условия труда (производственные факторы, которые не превышают допустимых нормативных значений и не влияют на здоровье работающего  его потомство).

3 класс: вредные условия (производственные факторы, превышающие гигиенические нормативы и оказывающие неблагоприятное воздействие на здоровье работающего  его потомство). 3 класс подразделяется на 4 уровня вредности:

3.1: уровни вредных факторов, превышение нормативных значений которых увеличивает риск повреждения здоровья.

3.2: факторы, которые увеличивают общую заболеваемость или лёгкие формы проф. заболеваний.

3.3: развиваются проф. заболевания различной тяжести.

3.4: возможны тяжёлые проф. заболевания.

На рабочих местах 3 класса можно работать только при наличии средств индивидуальной и коллективной защиты.

4 класс: опасные условия (воздействие производственных факторов, которые в течение рабочей смены создают высокий риск развития острых проф. заболеваний и угрозу жизни). Рабочие места 4 класса должны быть немедленно ликвидированы или переоборудованы.

3.  Пути повышения трудовой деятельности человека

Эффективность трудовой деятельности зависит от:

-  работоспособности организма,

-  организации рабочего места,

-  гигиенических факторов производственной среды,

-  предметов и орудий труда.

Работоспособность – это свойство человека поддерживать заданный уровень трудовой деятельности в течение определённого времени.

Работоспособность зависит от объективных и субъективных факторов  она изменяется во времени. Существует 3 фазы трудовой деятельности (трудоспособности) в течение суток:

1 фаза: вхождение в работу (от нескольких минут до 2,5 часов). Работоспособность увеличивается.

2 фаза: высокая устойчивая работоспособность (2-2,5 часа).

3 фаза: фаза снижения работоспособности, появляется усталость.

Возможным элементом увеличения работоспособности является правильное расположение и компоновка рабочих рабочего места. Это уменьшает утомляемость и предотвращает возникновение проф. заболеваний. Расположение и компоновка рабочего места зависят от антропометрических характеристик человека, которые определяются размерами тела человека  его отдельных частей. Антропометрические характеристики подразделяются на статические и динамические.

Статические характеристики – это совокупность линейных  угловых параметров, характеризующих расположение различных точек тела над уровнем пола или сидения (размеры кисти, стопы, головы…).

Линейные размеры делятся на:

-  продольные,

-  поперечные,

-  передне-задние (передняя досягаемость руки).