- опасная зона
1) на расстоянии друг от друга.
Такое расположение гарантирует полную безопасность и называется “защита расстоянием”.
2) зоны соприкасаются.
Опасность появляется в зоне соприкосновения. Это зоны, в которых человек находится временно.
3) зоны накладываются.
4) зоны накладываются, но у человека есть средства индивидуальной защиты (условно безопасная стуация).
1. Классификация основных форм трудовой деятельности
Различают физический, умственный смешанный.
Физический труд – характеризуется нагрузкой на опорно-двигательный аппарат сердечно-сосудистую, нервную, мышечную и другие системы организма.
Умственный труд – объединяет работы, связанные с приёмом и переработкой информации, требующие напряженного внимания, памяти, активизации умственного процесса.
Различают:
1) физический труд характеризуется повышенными энергетическими затратами
2) механизированный автоматизированный труд (труд оператора)
Оператор частично выполняет физический и умственный труд.
- оператор-технолог (непосредственно обслуживает авт. линии)
- оператор-наблюдатель (контролирует работу авт. линий и при необходимости их обслуживает)
- оператор-манипулятор (машинист) (управляет отдельными машинами)
3) существуют групповые формы труда (конвеер). Они характеризуются дроблением процессов на отдельные короткие операции, монотонностью, упрощением содержания, что приводит к быстрому истощению и усталости.
4) умственный труд
Пример: управление, творчество, наука, учёба.
Это работа наиболее сложная с повышенным эмоциональным напряжением.
Для характеристики энергозатрат применяется термин основной обмен и обмен при различных видах деятельности.
Основной обмен – это энергозатраты в состоянии полного мышечного покоя в стандартных условиях (при комфортной температуре воздуха, спустя 12 часов после приёма пищи в состоянии лёжа).
Основной обмен составляет 87,5 Дж/сек для человека весом 75 кг. В положении сидя энергозатраты повышаются на 5-10% от основного обмена. В положении стоя – на 5-10% больше.
Пример: лёгкая сидячая работа – 116-125 Дж/сек
лёгкая физическая работа – 408-583 Дж/сек
тяжёлая работа – 583-875 Дж/сек.
При умственной работе потребность мозга в энергии составляет 15-20% основного обмена. При чтении вслух сидя энергозатраты увеличиваются на 48%. При чтении лекций – на94%. При работе на ЭВМ – до 100%. Уровень энергозатрат является критерием тяжести и напряжённости работы.
Тяжесть трудового процесса – это характеристика труда, определяемая совокупностью факторов, создающих нагрузку на опорно-двигательный аппарат.
Напряженность трудового процесса определяется совокупностью факторов, создающих нагрузку на нервную систему и головной мозг.
2. Гигиеническая классификация условий труда
Условия труда – это совокупность факторов производственной среды трудового процесса, оказывающая влияние на здоровье работоспособность человека.
Условия труда оцениваются при помощи классов условий труда, по показателям факторов производственной среды и напряженности трудового процесса.
Классы условий труда:
1 класс: оптимальные условия труда (условия, при которых сохраняется здоровье работающих высокая работоспособность).
2 класс: допустимые условия труда (производственные факторы, которые не превышают допустимых нормативных значений и не влияют на здоровье работающего его потомство).
3 класс: вредные условия (производственные факторы, превышающие гигиенические нормативы и оказывающие неблагоприятное воздействие на здоровье работающего его потомство). 3 класс подразделяется на 4 уровня вредности:
3.1: уровни вредных факторов, превышение нормативных значений которых увеличивает риск повреждения здоровья.
3.2: факторы, которые увеличивают общую заболеваемость или лёгкие формы проф. заболеваний.
3.3: развиваются проф. заболевания различной тяжести.
3.4: возможны тяжёлые проф. заболевания.
На рабочих местах 3 класса можно работать только при наличии средств индивидуальной и коллективной защиты.
4 класс: опасные условия (воздействие производственных факторов, которые в течение рабочей смены создают высокий риск развития острых проф. заболеваний и угрозу жизни). Рабочие места 4 класса должны быть немедленно ликвидированы или переоборудованы.
3. Пути повышения трудовой деятельности человека
Эффективность трудовой деятельности зависит от:
- работоспособности организма,
- организации рабочего места,
- гигиенических факторов производственной среды,
- предметов и орудий труда.
Работоспособность – это свойство человека поддерживать заданный уровень трудовой деятельности в течение определённого времени.
Работоспособность зависит от объективных и субъективных факторов она изменяется во времени. Существует 3 фазы трудовой деятельности (трудоспособности) в течение суток:
1 фаза: вхождение в работу (от нескольких минут до 2,5 часов). Работоспособность увеличивается.
2 фаза: высокая устойчивая работоспособность (2-2,5 часа).
3 фаза: фаза снижения работоспособности, появляется усталость.
Возможным элементом увеличения работоспособности является правильное расположение и компоновка рабочих рабочего места. Это уменьшает утомляемость и предотвращает возникновение проф. заболеваний. Расположение и компоновка рабочего места зависят от антропометрических характеристик человека, которые определяются размерами тела человека его отдельных частей. Антропометрические характеристики подразделяются на статические и динамические.
Статические характеристики – это совокупность линейных угловых параметров, характеризующих расположение различных точек тела над уровнем пола или сидения (размеры кисти, стопы, головы…).
Линейные размеры делятся на:
- продольные,
- поперечные,
- передне-задние (передняя досягаемость руки).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.