МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ
ВЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ
МОДЕЛИРОВАНИЕ НА СЕТОЧНОЙ МОДЕЛИ
МАГНИТНОГО ПОЛЯ ВОЗДУШНОГО ЗАЗОРА
ПРИ ОДНОСТОРОННЕЙ ЗУБЧАТОСТИ СТАТОРА
Методические указания
к лабораторной работе № 2
”Математическая теория и моделирование электрических машин”
Для специальности 180100 дневного и ускоренного обучения
Киров 2004
УДК 621.313(075)
Составитель: канд. техн. наук, доцент кафедры ЭМА А.В. Шестаков
Рецензент: канд. техн. наук,
ЛР № от г.
Подписано в печать Усл. печ. л.1,4
Бумага книжно-журнальная. Печать матричная
заказ № Тираж Бесплатно.
Текст напечатан с оригинал-макета, предоставленного автором
___________________________________________________________________
610 000, г. Киров, ул. Московская, 36.
Ó Вятский государственный университет, 2004
Требования правил техники безопасности при работе в учебной
лаборатории электрических машин.
Объектами исследования в лаборатории электрических машин являются электромеханические преобразователи энергии, обращение с которыми требует определённых знаний их устройства, принципа действия и условий безопасной работы с ними. Несмотря на принятые в лаборатории меры по охране труда, пренебрежения правилами техники безопасности на занятиях в лаборатории сопряжены с возможностью возникновения аварийных ситуаций, приводящих к травматизму, поражению электрическим током.
После ознакомления с основными требованиями техники безопасности студенты расписываются в специальной ведомости. Допуск студентов к работе в лаборатории оформляется занесением их фамилии в групповой лабораторный журнал.
При работе в лаборатории электрических машин студентам необходимо соблюдать следующие основные правила:
1. Студент в лаборатории должен быть предельно дисциплинированным и иметь деловое настроение. Он должен беспрекословно выполнять все указания преподавателя и дежурного обслуживающего персонала.
2. До начала занятий студенты должны иметь полное представление о предстоящей работе на основании изучения как теоретического материала, так и соответствующих пособий к лабораторным работам.
3. Прежде чем приступить к выполнению лабораторной работы, все члены студенческой бригады должны обстоятельно ознакомиться с оборудованием лабораторной установки и устройством ее частей. При необходимости следует прибегнуть к консультации преподавателя или дежурного лаборанта.
4. К сборке электрической схемы следует приступать только после разрешения преподавателя.
5. Каждый студент, заметивший какую-либо неисправность питающей сети, приборов, и др. машин, должен немедленно отключить электропитание и сообщить о неисправности ведущему занятие преподавателю или лаборанту.
6. Включение установки под напряжение разрешается проводить только после проверки схемы и всей установки преподавателем или лаборантом, которые дают соответствующее устное разрешение.
7. В процессе выполнения лабораторной работы следует исключать возможности соприкосновения с находящимися под напряжением оголенными токоведущими участками схемы и с вращающимися частями электрических машин.
8. Все необходимые переключения в схеме разрешается производить лишь при полном снятии напряжения (выключение контактного питания стенда).
9. Студентам не разрешается вскрывать и разбирать электрическую аппаратуру и проводку.
10. При наладке не допускается делать резкие перемещения регулировочного реостата. Броски тока якорной цепи не должны быть выше 10 А.
11. Если в ходе работы требуется сделать перерыв (для выполнения контрольных расчетов, получения консультации преподавателя, отдых и т.д.), то напряжение со стенда должно быть полностью снято.
12. По окончании работы, в первую очередь, со стенда должно быть полностью снято напряжение. После утверждения преподавателем полученных экспериментальных данных схема разбирается, и рабочее место приводится в порядок.
13. Нарушения правил техники безопасности и поведения в лаборатории рассматриваются как серьёзные нарушения дисциплины, влекущие за собой удаление студента из лаборатории с вынесением ему дисциплинарного взыскания.
14. Каждый студент при несчастном случае должен оказать пострадавшему первую помощь и сообщить о происшедшем преподавателю.
«МОДЕЛИРОВАНИЕ НА СЕТОЧНОЙ МОДЕЛИ
МАГНИТНОГО ПОЛЯ ВОЗДУШНОГО ЗАЗОРА
ПРИ ОДНОСТОРОННЕЙ ЗУБЧАТОСТИ СТАТОРА»
1 Цель работы
Ознакомление с решением уравнения Лапласа на сеточной модели, а также с аналогией между полем электрического тока и магнитным полем. Построение с помощью сеточной модели картины поля в пазу и распределения магнитной индукции вдоль пазового деления статора электрической машины при отсутствии зубчатости на роторе.
2 Теоретические пояснения к работе
2.1 Решение уравнения Лапласа на сеточной модели
Как известно, уравнение Лапласа описывает магнитный потенциал безвихревого магнитного поля, то есть поля, в рассматриваемой области которого отсутствуют токи. В общем виде это уравнение записывается следующим образом:
, (1)
где ψ(x,y) – аналитическая функция в некоторой заданной области.
В окрестности любой точки (x0,y0) эта функция может быть разложена в ряд Тейлора по двум ортогональным направлениям x и y с шагом по осям соответственно hx и hy (рисунок 1):
(2)
где ψ0 … ψ4 – значения функции ψ(x,y) в точках 0…4;
, , , – соответственно первая, вторая, третья и четвертая производные функции ψ(x,y) по оси x в точке 0;
, , , – соответственно первая, вторая, третья и четвертая производные функции ψ(x,y) по оси y в точке 0.
Если в уравнении (2) сложить первое и третье, а также второе и четвертое уравнения, то можно найти вторые производные функции ψ(x,y):
(3)
Уравнение Лапласа (1) в этом случае принимает вид:
, (4)
где n – четные производные функции ψ(x,y) выше второй степени. Слагаемым обычно пренебрегают ввиду его малости.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.