|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ
ВЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ
ИССЛЕДОВАНИЕ ПЕРЕХОДНЫХ ПРОЦЕССОВ
В АСИНХРОННОМ ДВИГАТЕЛЕ
C ДВУХКЛЕТОЧНЫМ РОТОРОМ
Методические указания
к лабораторной работе № 7
Для специальности 180100 ускоренного, дневного и ускоренного заочного обучения
Киров 2003
УДК 621.313(075)
Составители: канд. техн. наук, доцент кафедры ЭМА А.В. Шестаков,
преподаватель кафедры ЭМА Н.В. Тимина
Рецензент: канд. техн. наук,
доцент кафедры ЭП и АПУ Н.И. Присмотров
ЛР № от г.
Подписано в печать Усл. печ. л.1,4
Бумага книжно-журнальная. Печать матричная
заказ № Тираж Бесплатно.
Текст напечатан с оригинал-макета, предоставленного авторами
___________________________________________________________________
610 000, г. Киров, ул. Московская, 36.
Ó Вятский государственный университет, 2003
Требования правил техники безопасности при работе в учебной
лаборатории электрических машин.
Объектами исследования в лаборатории электрических машин являются электромеханические преобразователи энергии, обращение с которыми требует определённых знаний их устройства, принципа действия и условий безопасной работы с ними. Несмотря на принятые в лаборатории меры по охране труда, пренебрежения правилами техники безопасности на занятиях в лаборатории сопряжены с возможностью возникновения аварийных ситуаций, приводящих к травматизму, поражению электрическим током.
После ознакомления с основными требованиями техники безопасности студенты расписываются в специальной ведомости. Допуск студентов к работе в лаборатории оформляется занесением их фамилии в групповой лабораторный журнал.
При работе в лаборатории электрических машин студентам необходимо соблюдать следующие основные правила:
1. Студент в лаборатории должен быть предельно дисциплинированным и иметь деловое настроение. Он должен беспрекословно выполнять все указания преподавателя и дежурного обслуживающего персонала.
2. До начала занятий студенты должны иметь полное представление о предстоящей работе на основании изучения как теоретического материала, так и соответствующих пособий к лабораторным работам.
3. Прежде чем приступить к выполнению лабораторной работы, все члены студенческой бригады должны обстоятельно ознакомиться с оборудованием лабораторной установки и устройством ее частей. При необходимости следует прибегнуть к консультации преподавателя или дежурного лаборанта.
4. К сборке электрической схемы следует приступать только после разрешения преподавателя.
5. Каждый студент, заметивший какую-либо неисправность питающей сети, приборов, и др. машин, должен немедленно отключить электропитание и сообщить о неисправности ведущему занятие преподавателю или лаборанту.
6. Включение установки под напряжение разрешается проводить только после проверки схемы и всей установки преподавателем или лаборантом, которые дают соответствующее устное разрешение.
7. В процессе выполнения лабораторной работы следует исключать возможности соприкосновения с находящимися под напряжением оголенными токоведущими участками схемы и с вращающимися частями электрических машин.
8. Все необходимые переключения в схеме разрешается производить лишь при полном снятии напряжения (выключение контактного питания стенда).
9. Студентам не разрешается вскрывать и разбирать электрическую аппаратуру и проводку.
10. При наладке не допускается делать резкие перемещения регулировочного реостата. Броски тока якорной цепи не должны быть выше 10 А.
11. Если в ходе работы требуется сделать перерыв (для выполнения контрольных расчетов, получения консультации преподавателя, отдых и т.д.), то напряжение со стенда должно быть полностью снято.
12. По окончании работы, в первую очередь, со стенда должно быть полностью снято напряжение. После утверждения преподавателем полученных экспериментальных данных схема разбирается, и рабочее место приводится в порядок.
13. Нарушения правил техники безопасности и поведения в лаборатории рассматриваются как серьёзные нарушения дисциплины, влекущие за собой удаление студента из лаборатории с вынесением ему дисциплинарного взыскания.
14. Каждый студент при несчастном случае должен оказать пострадавшему первую помощь и сообщить о происшедшем преподавателю.
«ИССЛЕДОВАНИЕ ПЕРЕХОДНЫХ ПРОЦЕССОВ
В АСИНХРОННОМ ДВИГАТЕЛЕ
C ДВУХКЛЕТОЧНЫМ РОТОРОМ»
1 Цель работы
Ознакомление с дифференциальными уравнениями асинхронной двухклеточной машины; решением их на ЭВМ численным методом Рунге-Кутта; методикой приведения уравнений двухклеточной машины к канонической системе с переменными параметрами ротора.
2 Теоретические пояснения к работе
2.1 Система дифференциальных уравнений асинхронного двигателя
Для исследования асинхронного двигателя (АД) с симметричными обмотками удобна система α,β ортогональных координат, неподвижных относительно статора. Это удобство объясняется тем, что в такой системе все электромагнитные величины, связанные с осью α, равны соответствующим величинам фазы А естественной системы, что не требует дополнительного преобразования координат.
Дифференциальные уравнения трехфазной асинхронной машины записываются в системе α,β в следующем виде:
; ;
; . (1)
В уравнения (1) входят полные потокосцепления обмоток статора и ротора, которые складываются из потокосцеплений само- и взаимоиндукции:
; ;
; , (2)
где Ls, Lr – полные индуктивности статора и ротора; М – взаимная индуктивность между статором и ротором; , – токи статора и ротора по оси α, , – токи статора и ротора по оси β; Rs, Rαr, Rβr – соответственно активные сопротивления статора и ротора по осям α и β.
Все роторные величины являются приведенными к статорным.
Для асинхронной машины с короткозамкнутым ротором напряжения в системе (1) будут равны соответственно: Uαs= Um sinω1t; Uβs = Um cosω1t;
Uαr = Uβr = 0, Rαr= Rβr=Rr.
Токи при необходимости можно для любого режима определить из алгебраических уравнений:
; ;
; . (3)
Тогда система (1) сводится к виду:
(4)
ω1=2πf1– угловая частота напряжения сети.
На ротор асинхронного двигателя, в общем случае, действует сумма моментов, определяющая закон изменения его частоты вращения во времени. В эту сумму входят:
- динамический момент, равный , здесь J – сумма моментов инерции ротора двигателя и приведенного момента инерции нагрузочного механизма, p – число пар полюсов двигателя; следует отметить, что частота вращения ротора в геометрических радианах в секунду связана с частотой вращения ротора соотношением ω2= ωr / p; по величине ω2 можно найти частоту вращения в оборотах в минуту, если воспользоваться формулой ; момент инерции, кг·м2, определяется , m – масса ротора, r – радиус ротора;
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.