МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ
ВЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ
ИССЛЕДОВАНИЕ ПЕРЕХОДНЫХ ПРОЦЕССОВ
В КОЛЛЕКТОРНОМ ДВИГАТЕЛЕ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА
ПРИ ПУСКЕ
Методические указания
к лабораторной работе № 8
«Математическая теория и моделирование электрических машин»
Для специальности 180100 ускоренного, дневного и ускоренного заочного обучения
Киров 2004
УДК 621.313(075)
Составитель: канд. техн. наук, доцент кафедры ЭМА А.В. Шестаков
Рецензент: канд. техн. наук,
ЛР № от г.
Подписано в печать Усл. печ. л.1,4
Бумага книжно-журнальная. Печать матричная
заказ № Тираж Бесплатно.
Текст напечатан с оригинал-макета, предоставленного автором
___________________________________________________________________
610 000, г. Киров, ул. Московская, 36.
Ó Вятский государственный университет, 2004
Требования правил техники безопасности при работе в учебной
лаборатории электрических машин.
Объектами исследования в лаборатории электрических машин являются электромеханические преобразователи энергии, обращение с которыми требует определённых знаний их устройства, принципа действия и условий безопасной работы с ними. Несмотря на принятые в лаборатории меры по охране труда, пренебрежения правилами техники безопасности на занятиях в лаборатории сопряжены с возможностью возникновения аварийных ситуаций, приводящих к травматизму, поражению электрическим током. После ознакомления с основными требованиями техники безопасности студенты расписываются в специальной ведомости. Допуск студентов к работе в лаборатории оформляется занесением их фамилии в групповой лабораторный журнал.
При работе в лаборатории электрических машин студентам необходимо соблюдать следующие основные правила:
1. Студент в лаборатории должен быть предельно дисциплинированным и иметь деловое настроение. Он должен беспрекословно выполнять все указания преподавателя и дежурного обслуживающего персонала.
2. До начала занятий студенты должны иметь полное представление о предстоящей работе на основании изучения как теоретического материала, так и соответствующих пособий к лабораторным работам.
3. Прежде чем приступить к выполнению лабораторной работы, все члены студенческой бригады должны обстоятельно ознакомиться с оборудованием лабораторной установки и устройством ее частей. При необходимости следует прибегнуть к консультации преподавателя или дежурного лаборанта.
4. К сборке электрической схемы следует приступать только после разрешения преподавателя.
5. Каждый студент, заметивший какую-либо неисправность питающей сети, приборов, и др. машин, должен немедленно отключить электропитание и сообщить о неисправности ведущему занятие преподавателю или лаборанту.
6. Включение установки под напряжение разрешается проводить только после проверки схемы и всей установки преподавателем или лаборантом, которые дают соответствующее устное разрешение.
7. В процессе выполнения лабораторной работы следует исключать возможности соприкосновения с находящимися под напряжением оголенными токоведущими участками схемы и с вращающимися частями электрических машин.
8. Все необходимые переключения в схеме разрешается производить лишь при полном снятии напряжения (выключение контактного питания стенда).
9. Студентам не разрешается вскрывать и разбирать электрическую аппаратуру и проводку.
10. При наладке не допускается делать резкие перемещения регулировочного реостата. Броски тока якорной цепи не должны быть выше 10 А.
11. Если в ходе работы требуется сделать перерыв (для выполнения контрольных расчетов, получения консультации преподавателя, отдых и т.д.), то напряжение со стенда должно быть полностью снято.
12. По окончании работы, в первую очередь, со стенда должно быть полностью снято напряжение. После утверждения преподавателем полученных экспериментальных данных схема разбирается, и рабочее место приводится в порядок.
13. Нарушения правил техники безопасности и поведения в лаборатории рассматриваются как серьёзные нарушения дисциплины, влекущие за собой удаление студента из лаборатории с вынесением ему дисциплинарного взыскания.
14. Каждый студент при несчастном случае должен оказать пострадавшему первую помощь и сообщить о происшедшем преподавателю.
«ИССЛЕДОВАНИЕ ПЕРЕХОДНЫХ ПРОЦЕССОВ
В КОЛЛЕКТОРНОМ ДВИГАТЕЛЕ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА
ПРИ ПУСКЕ»
1 Цель работы
Ознакомление с дифференциальными уравнениями коллекторного двигателя переменного тока, решения их на ЭВМ методом Рунге – Кутта; методикой учета нелинейности кривой намагничивания, зависимости индуктивных сопротивлений машины от насыщения и магнитных потерь.
2 Теоретические пояснения к работе
Коллекторные двигатели переменного тока служат для привода самых разнообразных бытовых и производственных электромеханизмов. Это обусловлено большим пусковым моментом этих двигателей, их высоким использованием (по объему и весу они меньше соответствующих асинхронных двигателей), возможностью получения сверхсинхронной частоты вращения. По мощности двигатели для указанных целей выпускаются в диапазоне от 5 Вт до 1,5 кВт.
Теория коллекторных двигателей переменного тока наиболее полно изложена в работах [6.1], [6.2], [6.3], [6.4]. Но там рассматривается лишь установившийся режим работы двигателя. Кроме того, ряд авторов использует различные упрощающие допущения, что сказывается на точности расчета. Для электрозащиты сети и двигателя необходимо знать ударные токи, для механического расчета валов, зубчатых передач, которыми оснащаются электромеханизмы, необходимо знать ударные моменты при пуске двигателя.
В связи с широким распространением коллекторных двигателей в быту и потребностью при проектировании и эксплуатации иметь параметры их пусковых режимов становится весьма актуальной разработка методики расчета динамических режимов с возможно меньшим числом допущений.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.