- момент механических потерь, равный , где В – коэффициент пропорциональности; момент трения качения в подшипниках может составлять значительную долю от номинального момента в машинах малой мощности; при моделировании АД средней и большой мощности приближенно можно считать, что этот момент при номинальной частоте вращения ротора равен 1% от номинального момента Мн
;
большинство АД имеют вентилятор на валу; так как вентиляторный момент (как и момент трения ротора о воздух) является квадратичной функцией частоты вращения и он не велик по сравнению с другими слагаемыми уравнения момента, то можно считать при моделировании, что оба этих момента учитываются в результирующем моменте механических потерь;
- момент нагрузки Мс; в общем случае, Мс может быть произвольной функцией времени; при моделировании функция Мс(t) должна быть задана;
- электромагнитный момент двигателя Мэ; как было отмечено выше, момент трения (механических потерь) входит в уравнение моментов в виде отдельного слагаемого; поэтому вращающий момент АД можно считать равным электромагнитному; последний определяется через мгновенные значения потокосцеплений, найденных в результате численного решения системы (4); уравнение электромагнитного момента для трехфазного АД имеет вид, Н·м:
. (5)
В результате дифференциальное уравнение моментов асинхронного двигателя запишется в следующем виде:
, или
. (6)
Взаимная индуктивность М связана с индуктивным сопротивлением взаимоиндукции между статором и ротором X12 в схеме замещения:
. (7)
Полные индуктивности фаз обмоток статора и ротора определяются суммой потокосцеплений с рабочим потоком и потоком рассеяния. Поэтому:
; , (8)
где X1 и X2' – соответственно индуктивные сопротивления рассеяния обмоток статора и ротора из схемы замещения АД.
Активные сопротивления Rs и Rαr= Rβr=Rr в дифференциальных уравнениях не отличаются от сопротивлений фазы статора и ротора, входящих в схему замещения для установившегося режима, то есть при рабочей температуре берется Rs= R1, Rr= R2’.
2.2 Решение системы дифференциальных уравнений асинхронного
двигателя численным методом Рунге – Кутта
Пусть требуется найти решение дифференциального уравнения y' = f(x,y), удовлетворяющего начальному условию y(x0) = y0. Численное решение задачи состоит в построении таблицы приближенных значений y1 , y2 ,… yn и решении уравнения y(x) в точках x1 , x2 ,… xn. Точки x1 , x2 ,… xn – узлы сетки. Для решения используется система равноотстоящих узлов. Величина h – шаг сетки (h>0).
Методом Рунге – Кутта в литературе обычно называют одношаговый метод четвертого порядка, относящийся к широкому классу методов данного типа. В рассматриваемом случае значения функции на каждом следующем шаге yi+1 вычисляются по формулам:
(9)
Погрешность метода на одном шаге сетки равна mh5, но поскольку на практике оценить величину m обычно трудно, то при оценке точности используется правило Рунге. Для этого производится вычисление сначала с шагом h, а затем с шагом h/2. Если – приближение, рассчитанное с шагом h , а – приближение, рассчитанное с шагом h/2, то справедлива оценка:
. (10)
При реализации метода на ЭВМ обычно на каждом шаге делается двойной перерасчет. Если полученные значения отличаются в пределах допустимой погрешности, то шаг h удваивается. В противном случае берется половинный шаг.
Метод Рунге – Кутта легко переносится на нормальные системы дифференциальных уравнений в виде:
, (11)
которые для краткости удобно записывать в векторной форме:
. (12)
Для получения расчетных формул методом Рунге – Кутта достаточно в формулах (9) заменить y и f(x,y) соответственно на и , а коэффициенты kj на || kj ||, (j = 1, 2, 3, 4). Алгоритм метода Рунге – Кутта представлен на рисунке 1.
В данной работе величина шага интегрирования h принята равной 0,0016667 с, что составляет 1/12 периода напряжения при частоте 50 Гц.
Рисунок 1 – Алгоритм численного интегрирования системы дифференциальных уравнений по методу Рунге – Кутта
2.3 Переход от модели двухклеточного ротора к одноклеточному
Литая обмотка ротора с фигурным пазом для двухклеточного двигателя (приведенная на рисунке 2) может быть условно разбита на две части. Для них выполняется общее короткозамыкающее кольцо на обоих торцах ротора, причем одновременно с отливкой этих колец отливаются и вентиляционные лопатки. Параметры короткозамкнутого двигателя с двойной клеткой определяются в соответствии с его схемой замещения.
При этом предполагается, что в машине существуют основное поле, линии которого сцепляются со всеми тремя обмотками, и поля рассеяния обмоток.
Обмотку статора и обе клетки ротора – пусковую и рабочую – можно рассматривать как три магнитно-связанных контура.
Схема замещения двигателя с двойной клеткой на роторе приведена на рисунке 3. На схеме: Rв'и Rн' – активные сопротивления, Xв' и Xн' – индуктивные сопротивления, Iв' и Iн' – токи верхней и нижней клеток ротора, s – скольжение ротора.
Для упрощения расчетов осуществляется переход к схеме замещения. приведенной на рисунке 4. Она отличается от предыдущей тем, что здесь активное сопротивление короткозамыкающего кольца R'O и его индуктивное сопротивление X'O вынесены в цепь общего тока ротора.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.