Довузовская подготовка и профессиональная ориентация являются сегодня базовыми элементами многоуровневой системы высшего образования, звеньями непрерывного образования, обеспечивающим его преемственность. В современных условиях профессиональная ориентация и довузовская подготовка учащихся школ Москвы и Московской области в МГСУ представляет собой комплекс мер по активизации профессионального самоопределения молодого человека, созданию условий для осознания им себя субъектом собственного профессионального и жизненного выбора.
Общеуниверситетская заинтересованность в качестве подготовительного и профориентационного процесса очевидна. Академии МГСУ нуждаются не только в подготовленных, но и в сознательно сделавших свой выбор студентах. Актуальная потребность в согласовании и координации основных направлений деятельности УДППО, кафедр и Академий МГСУ, а также необходимость обеспечения непрерывности и преемственности среднего и высшего профессионального образования привели к созданию в октябре 2000 г. психолого-педагогической лаборатории в качестве научно-исследовательского и учебно-методического структурного подразделения УДППО.
Лаборатория предназначена для осуществления целенаправленной исследовательской деятельности в области решения психолого-педагогических проблем профориентации и довузовской подготовки, а также для разработки учебно-методического обеспечения подготовки старшеклассников и абитуриентов к поступлению на факультеты МГСУ.
Для повышения качества подготовки абитуриентов, поступающих на специальности МГСУ, достижения высокого уровня довузовского обучения, необходимо качественно изменить подход к проблеме подготовки старшеклассников к поступлению на специальности МГСУ.
Поэтому работа лаборатории ведется в двух направлениях: аналитическое и практическое.
Аналитическое направление.
Аналитическое направление отражает актуальную потребность вуза в согласовании и координации деятельности УДППО, кафедр и Академий МГСУ, а также необходимость обеспечения непрерывности и преемственности среднего и высшего профессионального образования. Данное направление включает методическую и собственно аналитическую деятельность.
Методическая деятельность включает следующее:
разработку учебно-методического обеспечения (методических материалов, рекомендаций) деятельности Лицея МГСУ, лицейских и профилированных классов, а также очных и заочных подготовительных курсов;
совместно с кафедрами корректировку учебных планов, разработку программ, учебных пособий, тестовых заданий по дисциплинам вступительных экзаменов;
совместно с кафедрами разработку и издание методических материалов в помощь учителям и преподавателям МГСУ, работающим с абитуриентами; создание и постоянное обновление методических пособий, содержащих программы, контрольные вопросы, примеры тестов, варианты тем сочинений, а также советы психологов и информацию о специальностях и правилах приема в МГСУ.
В перспективе предполагается также работа по:
- формированию частных методик преподавания учебных дисциплин в системе довузовской подготовки;
- разработке и внедрению в образовательный процесс довузовской подготовки информационных обучающих технологий, в том числе и дистантных.
Особое направление деятельности - повышение уровня подготовки школьных учителей и социальных педагогов. Такая работа ведется совместно с кафедрой социальной педагогики АСР. В прошлом году на базе школы-лаборатории № 1998 “Лукоморье” была создана кафедра социальной педагогики. В рамках этого были организованы и проведены курсы по повышению квалификации педагогов и воспитателей школы, в настоящее время проводятся профориентационные занятия с учащимися старших классов по основам педагогики и социальной работы. В апреле готовится совместное заседание кафедр социальной педагогики АСР и школы по вопросам расширения сферы взаимодействия.
Аналитическая деятельность предполагает анализ результатов различных направлений работы Лаборатории, а также обобщение отечественного и зарубежного опыта в области довузовского образования, опыта деятельности органов и учреждений Министерства труда и социального развития Российской Федерации.
Это создает основу:
во-первых, для подготовки рекомендаций по повышению эффективности деятельности Университета в рамках довузовской подготовки;
во-вторых, для разработки современных технологий в области довузовского образования.
Практическое направление
Деятельность Лаборатории направлена на активизацию профессионального самоопределения личности, создание условий для развития самостоятельности и ответственности молодого человека в принятии решения о своем профессиональном будущем, осознания себя субъектом собственного профессионального и жизненного выбора. Исходя из этого, главная цель практической деятельности Лаборатории – формирование у старшеклассников мотивации и развитие потребности в самоизменении.
Система деятельности Лаборатории нацелена на развитие таких интегральных характеристик личности старшеклассника, как профессиональная направленность, профессиональная компетентность и эмоциональная (поведенческая) гибкость. Эти характеристики являются психологической основой профессионального развития и реализации творческого потенциала человека в профессии.
Практическое направление работы Лаборатории включает информационно-профориентационную деятельность, исследовательскую, консультационно-диагностическую и тренинговую.
Информационно-профориетационное направление представляет собой дальнейшее развитие и усовершенствование деятельности по подготовке и профессиональной ориентации учащихся старших классов общеобразовательных школ.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.